Дебют Йонаса Кауфмана в партии Отелло: о трансляции из ROH
Новая постановка «Отелло», представленная в лондонском «Ковент-Гардене» в июне 2017 года, — настоящий праздник для любителей оперы. В заглавной партии дебютировал всемирно известный тенор Йонас Кауфман, а его партнерами стали сопрано Мария Агреста в роли Дездемоны и баритон Марко Вратонья в образе Яго. Режиссер спектакля — уже давно известный лондонскому театру Кейт Уорнер, ставивший на сцене «Ковент-Гардена» вагнеровское «Кольцо Нибелунгов». На этот раз Уорнеру удалось найти очень интересный компромисс между «классической» основой и современным минимализмом: традиционные костюмы XVI века здесь совмещены с модернистскими мизансценами – по-кубистски строгими геометрическими формами, окрашенными в символический фатально-мрачный черный цвет. Иногда эти формы движутся, и на сцене появляются корабли, башни и даже венецианский лев. При этом никакого диссонанса от подобного «смешения стилей» не возникает: зритель оказывается полностью поглощенным музыкой и сценическим действием, не отвлекаясь на перегруженность декораций. Пожалуй, именно такой спектакль по режиссуре можно назвать идеальным для современной оперы: разумная «золотая середина» между «нафталином» и вызывающей отвращение и негодование «режоперой».
Что касается исполнителей главных ролей, то тут, к сожалению, не все оказалось гладко. Любимцу публики Йонасу Кауфману даже не понадобился черным грим: жестами, пластикой и мимикой ему удалось создать драматически убедительный образ ревнивого мавра. Вокально, однако, сложнейшая партия Отелло оказалась певцу не по силам: на верхах не хватало свободы и squillo, середина оказалась «заваленной» и глухой, а на piano и тише – практически горловой. Тем не менее, драматический эффект от выступления Кауфмана отчасти компенсировал его вокальные дефекты. Примерно то же самое можно сказать и о Марко Вратонья в партии Яго: тончайший драматический актер, с большим мастерством создавший образ насквозь прогнившего, лицемерного подлеца (в знаменитой сцене Credo глаза певца будто сверкали ненавистью ко всему миру) – и при этом откровенно слабый вокалист, с плохо поставленным, совершенно не резонирующим и лишенным тембра голосом. Сопрано Мария Агреста в партии Дездемоны предстала на публику со стертым голосом, с постоянной «потерей» высокой позиции в центральном регистре, слабым и дребезжащим на верхах. И хоть внешне певица подходила на роль Дездемоны, ее игра ее оказалась совсем не убедительной и «далекой» от нежного, чистого образа невинной жены Отелло. Профессионализм показали хор и оркестр «Ковент-Гардена» под управлением Антонио Паппано, предложившего слушателям динамичное, богатое оттенками и ровное прочтение великой вердиевской партитуры.
В целом зрители «Ковент-Гардена» смогли насладиться прекрасным спектаклем и впечатляющим драматическим накалом действия, но вряд ли сам Джузеппе Верди, написавший заглавную партию для такого «голоса-трубы», как Франческо Таманьо, остался бы доволен подобным исполнением. Тем не менее, большое спасибо компании OperaHD за возможность посмотреть такую важную и интересную трансляцию.
Показы "Отелло" в записи начнутся 29 июля. Смотрите расписание на сайте rohd.ru
Comments