top of page

Урожай вокальных дебютов в Новой Опере

В конце августа в Новой Опере в репертуарных спектаклях «Евгений Онегин» (постановка Сергея Арцибашева-Евгения Колобова), «Севильский цирюльник» (постановка Элайджи Мошински), «Кармен» (режиссер — Юрий Александров) состоялась череда дебютов, демонстрирующая смену поколений артистов и появление новых ярких имен на сцене одного из лучших оперных театров России.



«Евгений Онегин»


В легендарном для труппы спектакле впервые выступили аж четыре вокалиста. И первый из них — тенор Василий Гурылев, которому довелось предстать Ленским. Этот артист хорошо известен меломанам, однако в Новой Опере он всегда исполнял небольшие характерные партии, но даже в таких ролях невозможно было не заметить его изумительный лирический теноровый голос, который явно был достоин больших ролей.


Однако сам певец считает, что всему есть свое время: «Думаю, что есть смысл в том, что я спел партию Ленского именно сейчас — когда у меня есть достаточный жизненный, актерский и вокальный опыт».


Гурылев не подвел. Редко, когда сейчас встретишь такой русский, славянский по тембру голос. Другие тенора Новой Оперы, исполняющие эту роль, имеют совсем иную окраску своего инструмента: более матовую, темную. У Гурылева же стопроцентно светлый, лирический тенор, отличающийся особой мягкостью, напевностью, поражающий кантиленой.


«Для меня партия Ленского — это мечта. Я пришел в оперу благодаря тому, что когда-то на пластинке услышал арию этого героя в исполнении Сергея Лемешева. Своего Ленского постарался наделить, как лирикой, так и драматизмом, в течение спектакля он очень меняется. Самым сложным было распределить вокальные силы — не форсировать там, где это провоцируется ролью и эмоциональным состоянием персонажа. Помогала музыка Чайковского, которая очень тесно связана со словом и поддерживает в плане поиска необходимых нюансов и красок. Тяжелее всего мне далась смерть героя, осознание его точки невозврата в дуэте с Онегиным», — рассказал артист.



Приглашенный солист Мариинского театра, баритон Анатолий Михайлов впервые выступил на московской сцене — и сразу в таком театре, как Новая Опера, куда его пригласили спеть роль Евгения Онегина. Молодой артист — выпускник Уральской консерватории, стипендиат Atkins Young Artists Program в Мариинском театре (2021). Сначала он выступал в Марийском театре оперы и балета, позже стал активно петь на сцене Мариинского театра. В Санкт-Петербурге он исполняет такие роли, как Мизгирь в «Снегурочке», Роберт в «Иоланте», Веденецкий гость в «Садко» и, конечно же, Евгений Онегин в легендарной постановке Юрия Темирканова.


У певца объемный, накрывающий звуковой лавиной голос, настоящий драматический баритон, заставляющий вспомнить лучших артистов советской вокальной школы.


Однако артист говорит, что бережет вокальное здоровье: «Сейчас стараюсь не увлекаться драматическим репертуаром из-за своего возраста, больше концентрируюсь на партиях для лирического баритона. Именно такой репертуар помогает мне сохранить молодость голоса и не состарить его раньше времени».


У певца невероятная внешняя схожесть со своим героем — смотря на Михайлова в спектакле Новой Оперы, казалось, что его Онегин только что сошел со страниц пушкинского романа.


«Мой Онегин в начале — высокомерный, серьезный и холодный молодой человек. Но появление Татьяны сильно влияет на состояние Евгения, и он постепенно начинает что-то к ней чувствовать, хотя и скрывает это. В финале спектакля он понимает, какую ошибку совершил, осознает, что больше не сможет обрести то счастье, которое было так возможно…»


Меццо-сопрано Полина Панина, с прошлого года ставшая солисткой Новой Оперы, несмотря на свой юный возраст, исполняет уже довольно много партий в спектаклях театра. Ольгу она в своей жизни поет не впервые — в 2023 году она исполняла эту партию в Центре оперного пения Галины Вишневской в спектакле Владимира Васильева. Тогда певица представила образ манкой девушки, которая знает себе цену и умеет притягивать к себе внимание. Ей искренне непонятны переживания Владимира, так как понятие любви для этой Ольги недоступно. Ленский для нее — просто игрушка, которой она пользуется.


В спектакле театра Евгения Колобова героиня Паниной совсем иная — благородная, легкая и очень пластичная, невесомая, как мотылек. Об этом преображении артистка рассказала следующее:


«В Новой Опере работала над ролью с режиссером Викторией Агарковой и хореографом Сергеем Сатаровым. Мы старались создать образ молодой, счастливой и искренней девушки. Мой образ Ольги приобрел элегантность. Она лучезарная, жизнелюбивая, нежная и чувствительная».


Стоит отметить, что и вокальное наполнение роли поменялось: если в ЦОПе в голосе была заметна некоторая резкость, то теперь Панина поет более бархатным, округлым звуком. Таким образом, внутреннее содержание героини полностью передается через вокал и согласуется с ее внешностью.


И еще один дебютант — тенор Олег Куликов. Это его первое выступление на сцене прославленного театра. Выпускник Московской консерватории, певец является солистом Центра оперного пения Галины Вишневской. Руководство Новой Оперы дало ему шанс выступить в партии Трике. Слышно, конечно, что эта роль для вокалиста слишком проста — голос Куликова, несмотря на молодость артиста, весьма велик, поэтому певцу пришлось сделать звучание более компактное и камерное, но при этом очень полетное.


«Партия Трике мне знакома еще с Оперного театра Московской консерватории, где с ней выступал в спектакле. Новая Опера — место, где еще со студенческих лет осталось мое сердце. Мечтал спеть на этой замечательной сцене, и эта мечта сейчас осуществилась», — рассказал певец.



«Севильский цирюльник»


В спектакле Элайджа Мошински состоялся один дебют — но зато какой! Новоиспеченный солист Новой Оперы, выпускник Молодежной программы Большого театра, баритон Илья Кутюхин выступил в партии Фигаро. Он уже исполнял эту роль в 2019 году в Национальном оперном театре Франции, однако, несомненно, что образ стал шире и глубже, а вокальная трактовка — интереснее.


Фигаро Кутюхина очень уверен в том предприятии и деле, которое он затевает, помогая графу Альмавива. Певец создал образ обаятельного и элегантного молодого человека, знающего за какие ниточки нужно дергать, чтобы достичь желаемого. Фешенебельность внешнего вида артиста, который удостоился в этом спектакле столь необходимых для образа усов, оттенялась брутальностью и силой вокальной подачи, которая радовала многоуровневостью различных динамических и эмоциональных оттенков.


Очень уморительным, полным различных гэгов получился Альмавива у Ярослава Абаимова — тенора с проникновенным и трогательным голосом. Внешняя субтильность артиста, его действительно аристократичное лицо оказываются в некотором роде обманкой: Абаимов щедро одарен чувством юмора и сарказмом, оттого он насытил роль всякого рода различными вывертами, вызывающими смех. Но стоит отметить, что эти шутки ни в коем роде не вызывали дискомфорт: эстетика оперы-буффа предполагает включение в действие различных веселых моментов.



Несомненно ярко характерным, индивидуальным сделала образ служанки Берты сопрано Кристина Бикмаева. Обычно эта роль бывает задвинута режиссерами на задний план и никак не обыгрывается. Да и частенько ее исполняют возрастные артистки, у которых уже наблюдаются определенные вокальные проблемы.


Совсем иная героиня в спектакле Новой Оперы. Молодая, красивая, с прозрачным и хрустальным тембром, безукоризненной техникой Бикмаева превратила образ в одну из изюминок спектакля. В помощь ей — яркий рыжий парик, большое сценическое дарование и красота голоса. Бикмаева придумала много различных интересных деталей для своей Берты, в том числе сделала несколько иные акценты в мизансценах. Так, в спектакле появилось игривое противостояние Розины и Берты за власть в доме и любовь Бартоло. Берта Бикмаевой — отнюдь не святоша, она курит сигарету за сигаретой, которые потом же бесцеремонно топчет. При этом не забывает грезить о счастливой, благополучной жизни — эпизод с волшебными качелями, сидя на которых она поет свою арию, об этом явно свидетельствует.


«Берта в этой постановке — гром-баба с сигаретой в зубах. До меня эту партию исполняли певицы крупнее фактурой и чаще меццо-сопрано. Моя Берта — умудренная жизненным опытом, но активная, подвижная и привлекательная женщина. Она действует не физической силой, а характером: магией красной помады, своевременной улыбкой и правильным взглядом. Ведь домоправительница может быть разной», — считает Кристина.


Ария героини, в которой та рассуждает о своей несчастной доле, была исполнена Бикмаевой с невероятной долей обаяния и куража, но и в высшей степени профессионально, изысканно. Красивейшая фермата на «ля» второй, каденция с заходом на «си» были спеты певицей эстетично и виртуозно.


Остается пожалеть, что в труппе Бикмаева, в основном, занята в небольших партиях, не дающих зрителю понять и оценить по достоинству талант певицы.




«Кармен»


В этой опере состоялся беспрецедентный во всех смыслах дебют Гаяне Бабаджанян в заглавной роли. Меццо-сопрано, исполняющее в театре такие партии, как Розина, Зибель, Гензель, Лукреция, впервые выступила в одной из величайших ролей оперного репертуара. Кстати, певица считает что партия Кармен написана для высокого меццо-сопрано, коим она и обладает. Первый раз артистка показала эту роль в прошлом году в Ереване, в Армянской Национальной Опере.


Ее дебют точно запомнится надолго: нечасто увидишь пример настолько кропотливой и вдумчивой работы над образом (артистка готовила роль целый год), когда персонаж на протяжении всех трех часов спектакля без остановки держит зал в напряжении и ожидании роковой кульминации; когда образ выстроен настолько четко и планомерно, а его судьба идет по нарастающей.


Эту героиню можно трактовать абсолютно по-разному, что и делает каждая вокалистка. В репертуарном спектакле Юрия Александрова в Новой Опере на данный момент аж пять Кармен — и все они противоположности, у каждой свой характер, манера поведения.


Образ, созданный Гаяне, можно охарактеризовать так — исчадие ада. Пожалуй, не приходилось еще видеть настолько развратной, аморальной, мерзкой особы: Бабаджанян делает свою героиню беспощадно жестокой, жесткой, агрессивной и кричаще сексуальной. Ее Кармен, конечно же, очень близка героине новеллы Проспера Мериме (о чем открыто говорит сама артистка), но отнюдь не либеральному образу, созданному Жоржем Бизе.



Она — дитя тьмы, которое не щадит тех, кто попался в ее лапы и затаскивает на самое дно, из которого уже не выбраться. Эта Кармен — даже не хищница, вышедшая на свободу, о которой говорил постановщик Юрий Александров, а именно что абсолютно безнравственное, злое создание, отрицающее все хорошее и доброе в этом мире. Ей нравится искушать, испытывать людей, издеваться над ними. Так, героиня Гаяне в спектакле не раз громко, по-дьявольски смеется над слабостью Хозе, его чувствительностью и беззащитностью. Разумеется, эта Кармен слыхом не слыхивала о понятии любви, ей абсолютно неведомо это чувство, все, что ею движет — это похоть и разврат, желание найти и впоследствии уничтожить свою жертву.


Бабаджанян усилила сексуальность героини: в ее интерпретации в спектакль добавились сцены открытой, откровенной страсти и с Хозе, и с Цунигой, и с Эскамильо. И ее Кармен, конечно же, в прямом смысле стремится к смерти: мы это чувствуем и видим. В сцене гадания ей впервые в жизни становится страшно. Но наиболее красноречивый момент — в финале. Она сама, с разбега бросается на кинжал Хозе, который, разумеется, видит. Почему она так хочет умереть?



Ответ на этот вопрос дала сама артистка: «Кармен выросла в таких условиях, в которых у нее не было варианта быть другой. Она страдает от того, что не может жить иной жизнью. Кармен сама ищет смерть, провоцирует Хозе на убийство, понимая, что только смерть освободит ее от мук».


Вокальная интерпретация Гаяне Бабаджанян тоже получилась неповторимой — абсолютно совпадающей с внешним обликом и повадками героини. Артистка и тут сделала ставку на жесткость, но уже в плане музыкальной подачи: легкость, прозрачность звучания была минимальной. Главенствовали темные, густые краски голоса — именно на них певица сделала акцент. Также она активно педалировала низкие ноты и регистр, порой чуть ли не рыча— ее Кармен проявляет себя как грубое, необузданное животное.



Но с диапазоном у певицы все в порядке: верхушки она брала очень свободно и широко, а середина звучала уверенно и ярко. С динамикой тоже все отлично: несмотря на общую аффектированность подачи, это не означает, что Бабаджанян все спела на одном нюансе. На тонком пиано певица провела сцену гадания, радовала она им и в других местах. Важно отметить и то, что голос артистки не излучал страсть, что часто бывает в других интерпретациях, а скорее враждебность и злость. Бабаджанян, демонстрируя эмоциональность и открытую агрессивность героини, использовала чуть-чуть декламации, выкрикивая некоторые фразы — больше всего этого было в финальной сцене. И это допустимо: каждый артист выбирает свои штрихи для обрисовки образа. Можно вспомнить интерпретацию Елены Образцовой, которая тоже в этой партии любила «рвать и метать», также была очень эмоциональна вплоть до выкриков.


Заинтересовала Екатерина Петрова в роли Микаэлы, которую обычно играют эдакой лирической наивной деревенской простушкой. Петрова сделала этот образ шире и ярче: добавила ему легкости и воздушности за счет пластики, но и показала сильный характер девушки, которая готова бороться за Хозе. Голос артистки воспарял над сценой, радовал своей силой и сфокусированностью: гамма эмоций Микаэлы была передана Екатериной Петровой с особой искренностью и теплотой.


 

Текст: Филипп Геллер

Comments


bottom of page