musicAeterna – 19 лет
31 января бренд Теодора Курентзиса musicAeterna отметил День рождения: 19 лет назад коллектив дерзкого дирижера дал первый концерт в Новосибирске. В 2011-м уже именитый оркестр переехал всем составом в Пермь, где базировался вплоть до 2019 года, а затем его следующей остановкой стал Петербург.
Теперь штаб-квартира musicAeterna – легендарный ленинградский и петербургский Дом радио. За неполных 5 лет историческое место превратилось в одну из главных точек притяжения современной культуры города, которая настроена на частоты взаимодействия музыки и кинематографа, изобразительного искусства и философии, танца и театра, художников и тех, кто стремится расширить свою формацию.
Дом радио под руководством Теодора Курентзиса можно смело назвать не только домом для главного его детища, оркестра, но и прогрессивным центром культуры. Здесь резиденты-композиторы пишут новую академическую музыку, танцовщики репетируют в зале имени Пины Бауш, исследователи читают лекции в рамках цикла встреч «Теории и практики», а режиссеры ставят спектакли, анализируя и синтезируя все, что происходит здесь и вокруг. Новая культурная институция стала питательным источником энергии Петербурга, рождающейся сразу из нескольких потоков искусства.
Композиторы
В орбите musicAeterna не один, не два и даже не три современных композитора. Собственная штаб-квартира позволяет участникам этих процессов сочинять, записывать и исполнять свою музыку, созданную в этих стенах. Большое количество всевозможных по объему и акустике пространств – от фойе до закрытых залов – способствуют исполнению произведения, разных по форме и жанру. Первым композитором-резидентом Дома радио стал Алексей Ретинский, позже – Андреас Мустукис и Алексей Сюмак. Такое плотное сотворчество позволяет включать сочинения композиторов в контекст проектов, которые создаются тут же: таким примером может послужить постановка-оммаж Курту Вайлю от MA Dance (musicAeterna Dance) «Youkali»: музыку писали резиденты и друзья Дома радио.
MA Dance
Направление танца в рамках Дома радио предполагалось еще на стадии разработки концепции, но только с приходом в проекты musicAeterna режиссера Анны Гусевой (на чьем счету грандиозная постановка опера-мистерия De Temporum fine comoedia Карла Орфа и мелодрамы для оратора, солирующих певцов, хора, танцоров и оркестра «Персефона» Игоря Стравинского на Дягилевском фестивале) идея стала обретать отчетливую форму.
К команде присоединилась хореограф и экс-танцовщица «Балета Москва» Анастасия Пешкова, а по средствам непростого опен-колла и кастинга в труппу MA Dance попали танцовщики с разнообразным бэкграундом, неординарные и думающие. Сейчас компания выпускает несколько перформансов в год, а ставить часть из них доверяют артистам. Так, в прошлом сезоне Александр Челидзе при участии хора и танцовщиков создал работу Immortal Bach – на музыку Баха и норвежского композитора и органиста XX века Кнута Нюстедта.
musicAeterna Αθεατρον (Афеатрон)
Текущий сезон ознаменовался запуском нового, театрального, направления. «Афеатрон» объединяет просвещение и практику, подразумевая, что под этим грифом в Доме радио будут проходить мастер-классы, лекции и показы серьезных драматических постановок, работать над которыми будут современные режиссеры, драматурги, художники и композиторы. Публике департамент презентовали фантасмагорией «Дом 2/27» – документальным спектаклем о Доме Радио, где звучат воспоминания людей, соприкасающихся с этим зданием в разные моменты его истории.
Год же начался с премьеры спецпроекта «Вечернее собрание Марины Цветаевой»: красной нитью через музыкально-перформативное действо проходит моноспектакль в блистательном исполнении актрисы Александрийского театра Янины Лакобы, обрамленном музыкой резидентов Дома Радио – Андреаса Мустукиса, Алексея Сюмака, Егора Ананко, Виктории Харкевич, а также Кирилла Архипова, Вангелино Курентзиса и Теодора Курентзиса.
Хор
Разумеется, в Доме радио базируется и прославленный многонаселенный хор musicAeterna под руководством харизматичного хормейстера Виталия Полонского. Но и это еще не всё. Здесь разместились три специализированных хора: Byzantina (специализируется на музыке Византии и древнегреческих церковных песнопениях), Vox (включает от двух до пяти исполнительниц и работает в том числе с эстрадно-джазовой вокальными техниками, недавно у ансамбля была премьера цикла Lullabies Андреаса Мустукиса) и Folk. Последний хор совсем еще юн: он создан профессиональными исследователями и исполнителями русского фольклора в прошлом году.
Пляс и распев
Для горожан, стремящихся понять своим телом таинства, с которыми соприкасается musicAeterna, были придуманы практические лаборатории «Пляс» и «Распев». Первое – это танцевальные встречи, второе – хоровые. Оба направления учат раскрывать эмоции и будто соединяют с феноменом оркестра и Дома радио. Зарегистрироваться может каждый и совершенно бесплатно.
Лаборатория экспериментального звука
В течение года в Доме радио кипит работа в Лаборатории экспериментального звука. Воркшопы, мастер-классы, обучающие сессии и практические занятия, закрытые и открытые встречи – все строится вокруг теории и физической природы звука, многоканальных композиций, электроники и программирования. Параллельно с прикладными задачами здесь работают над исследованиями и собственными звуковыми устройствами и инструментами, которые зачастую используются оркестром musicAeterna.
Медиации
Бережное отношение Теодора Курентзиса и musicAeterna к наследию, несмотря на взгляд в историю из века XXI-го, отражается в программе медиаций. Для глубокого знакомства с самим зданием, которое в начале XX-го века было построено для Благородного собрания, в 1918 году приняло Дворец пролетарской культуры, а в 1933 году – редакцию Ленинградского радио, была разработана программа медиаций, которая рассказывает биографию места и его современный контекст.
Выставки
Не остаются вне орбиты и выставочные проекты. Не так давно Дом радио стал поводом для аналитического разговора о добре и зле, света и тьмы под названием «И просто, и тёмно». В арт-диалоге участвовали художница Ульяна Подкорытова, мастерски работающая с культурным фольклорным кодом, и пермский художник круга «Север-7» Вадим Михайлов. А в январе закончилась выставка-посвящение композитору и пианисту Антону Рубинштейну «Кажется, я играл один».
Просветительские программы
В Доме радио целый пласт посвящен образованию, лабораториям современных зрителей, просвещению и знаниям. Лекции и паблик-токи с исследователями и знатоками в музыке, кинематографе, театре и метафизике, искусстве на стыке жанров не сходят с афиш институции. Что-то создается с приглашенными гостями, а что-то рождается в недрах самого Дома радио. Например, Цикл «Теории о практике» курируют танцовщики MA Dance Алевтина Грунтовская и Евгения Калачев, а в феврале совместно с петербургским музеем Иосифа Бродского «Полторы комнаты» была запущена программа «Опыты между», посвященная современному танцу, перформансу и их связи с поэзией.
Текст: Ольга Угарова
Фотограф: Люда Бурченкова, Никита Чунтомов, Антон Завьялов, Стас Левшин
Kommentare