Итоги XIV Международного конкурса артистов балета в Москве.
«Театр — и зрелище и школа для народа,
Будить сердца людей — вот в чём его природа!»
(Г. Тукай, 1907 г.)
Торжественная церемония открытия гала-концерта конкурса. Фото: Елена Пушкина
В Большом театре ярким гала-концертом завершился XIV Международный конкурс артистов балета, посвящённый 95-летию легендарного балетмейстера Юрия Григоровича. Конкурс был учреждён в 1969 году и проводится раз в 4 года. Единственным исключением стал 2022, в этом году конкурс прошёл на пятый год в связи с пандемией. В разные года обладателями Первой премии конкурса становились: Михаил Барышников, Вячеслав Гордеев, Нина Семизорова, Нина Ананиашвили (дважды, в 1981 и 1985 годах), Андрис Лиепа, Вадим Писарев, Владимир Малахов, Галина Степаненко, Морихиро Ивата, Николай Цискаридзе, Мария Александрова, Полина Семионова, Леонид Сарафанов, Евгения Образцова и многие другие выдающиеся артисты. Гран-при конкурса присуждался лишь четырежды за всё время: Надежде Павловой (1973), Иреку Мухамедову (1981), Андрею Баталову (1997) и Денису Матвиенко (2005). Председателем жюри конкурса в 1969 году была великая советская балерина и педагог Галина Сергеевна Уланова, с 1973 года и по сей день — народный артист СССР Юрий Николаевич Григорович.
Конкурс уже завершился, но волнение ушло не до конца. Собираясь посетить максимум 2-3 дня соревнования, в итоге я проводила в театре по 10-13 часов каждый конкурсный день. И каждый тур переживала за участников, как за себя. Честно говоря, конкурсантом нужно родиться, обладать особым складом характера, ведь это невероятная нагрузка на физику, когда не хватает сна и отдыха (ребят можно было обнаружить спящими в самых неожиданных местах и позах), когда ты находишься под постоянным стрессом из-за ежедневных репетиций и выступлений. Это и психологически очень серьёзная нагрузка: на каждом из участников негласно лежит огромная ответственность за своё выступление, ведь они представляют страны, театры, педагогов, самих себя как уже состоявшихся артистов! Восхищаюсь каждым, кто участвует в подобных мероприятиях. Вы настоящие герои!
Фото: Андрей Степанов
На протяжении всего конкурса мнение об участниках менялось, как погода в море. Вначале с большим отрывом, на мой взгляд, шла Младшая группа относительно Старшей. Меньше было неточностей в позициях ног, падений и скольжений, в дуэтах — больше станцованности и осознанного взаимодействия. Второй тур прошёл под печальным девизом: «Танцевать у левой кулисы — к падению». Не знаем, что случилось с той частью линолеума, но артисты скользили и приземлялись там слишком уж часто. Однако это практически единственный негативный момент за весь конкурсный период.
Но вернёмся к смотрам. Я отметила для себя аргентинских артисток: Софию Давалос и Камилу Марию Амбруезо Фюроре (обе — студентки Высшего института искусств Театра Колон). Несмотря на то, что София в первом туре, ещё не привыкнув к сцене с покатом, неосторожно упала, в целом, артистка подготовлена очень хорошо, Мария также очень техничная и устойчивая. Девушки не прошли в финал конкурса, но это не умаляет их успехов.
Вообще, цитируя члена жюри, художественного руководителя Большого театра Беларуси Валентина Елизарьева: «Панорама стран, представленных на конкурсе, могла быть гораздо шире». Я с этим полностью согласна, но даже несмотря на все обстоятельства, состав участников был впечатляющий: 105 прошедших вступительные испытания, из которых 76 Старших и 29 Младших представляли 21 страну. Честно, не представляю, если бы участников было больше — под конец некоторых дней смотров голова шла кругом от обилия Медор, Базилей и Аврор.
Валентин Елизарьев. Фото: Андрей Степанов
Ученик МГАХ Макар Михалкин одинаково хорошо исполнил вариацию Альберта из балета «Жизель» и Раба из балета «Корсар», его отличали хороший шаг и прыжок, хотя артист не всегда чисто приходил в позиции. Однако Макар уверенно дошёл до финала и взял I премию в номинации «Юноши. Соло».
Макар Михалкин. Фото: Андрей Степанов
Если в первом туре конкурса у ученицы Академии Вагановой Марии Кошкаревой были небольшие сложности с «итальянским» фуэте в вариации Сванильды, то все остальные этапы артистка прошла отлично. Мои «путевые заметки» показывают одни девятки. Особенно хороша была Мария, исполняя красавицу Ширин из балета Юрия Григоровича «Легенда о любви». Ей присуждена I премия конкурса в номинации «Девушки. Соло».
Мария Кошкарева. Фото: Елена Пушкина
Британец Тайга Кодама-Помфрет уверенно и с лёгкостью преодолевал расстояние сцены, исполняя вариации Базиля («Дон Кихот»), Солора («Баядерка») и Актеона («Эсмеральда»). Талантливый юноша, изначально обучавшийся в Элмхерстской балетной школе (Бирмингем, Великобритания), определённо возьмёт своё (и уже взял) от поступления в Академию русского балета им. А. Вагановой. Русскую балетную школу ни с чем не спутать, поэтому II премия конкурса уже в копилке достижений этого подрастающего артиста.
Во время исполнения вариации Принцессы Флорины пермская ученица Валерия Кузнецова показалась мне не совсем музыкальной, возможно, сыграло волнение (это был ещё первый тур). Но в третьем туре артистка собралась и показала жюри и гостям настолько академичное, поющее, пронзительное адажио Одетты и Принца Зигфрида (в паре с Олегом Мангадаевым — в конкурсе не участвовал), что не осталось сомнений — девушка заслуживает II премии конкурса («Девушки. Дуэт»).
Валерия Кузнецова, Олег Мангадаев. Фото: Елена Пушкина
Мне, как коренной минчанке, было очень приятно видеть высокий уровень подготовленности земляков. Участник Младшей группы Гуделев Рома, ученик БГХГК, в паре с Верой Шпаковской (в конкурсе не участвовала) исполнил два больших Pas de deux: Одиллии и Принца Зигфрида («Лебединое озеро») и «Праздник цветов в Дженцано» в хореографии А. Бурнонвиля. Да, где-то не хватало «взрослости», наполненности образа, но всё приходит с опытом. По обоим пунктам у меня стоят девятки.
Очень выразительная белоруска Анастасия Ярмош (БГХГК), у которой в портфеле уже несколько высоких наград в иных конкурсах, оставила хорошее впечатление. Все вариации исполнены чисто, особенно запомнилась Настя в современном номере «Избранница» на музыку Игоря Стравинского, в хореографии Алены Вежновец, сестры заслуженной артистки Республики Беларусь, прима-балерины Большого театра Беларуси Марины Вежновец. Однако у Анастасии в финале только Грамота за участие. Есть стимул для будущих побед.
Анастасия Ярмош. Фото: Андрей Степанов
Рассмотрим в деталях Старшую группу.
В первом туре я отметила Исмагилову Камиллу за правильные линии и устойчивые вращения. Несмотря на не самый чистый сход с фуэте, Pas de deux Медоры и Раба из «Корсара» вместе с Дангытом Субедеем удалось на славу. В своих заметках пишу рядом с именем Дангыта: «Молодец! Победил эту сцену, сегодня уже было два падения», — артист показал прекрасные вращения и прыжки несмотря на волнение. В финале Камилла и Дангыт исполнили адажио Ферхада и Мехмене Бану и заслуженно взяли III премию конкурса («Женщины. Дуэт») и серебро в номинации «Мужчины. Дуэт».
Камилла Исмагилова, Дангыт Субедей. Фото: Андрей Степанов
Артист Старшей группы Томоха Терада, имея просто фантастический «баллон» и заполняемость сцены, артистизм и харизму, к моему удивлению, получил только Грамоту конкурса за участие. Посмотреть на его шедевральные прыжки и техничные вращения можно в Екатеринбургском ГАТОБ. Отличный повод для путешествия!
Томоха Терада. Фото: Андрей Степанов
Отдельно хочу отметить талантливых ребят из Монголии: Мунхжин Улзийжаргал чисто исполнил вариацию Альберта из «Жизели» во втором туре, пара Анужин Отгонтогс и Нацагдорж Дашдорж не так чисто исполнили Pas de deux из «Дон Кихота», зато очень пронзительно и аккуратно сделали современный номер «Аве Мария» Шуберта-Дашлхагва.
Представитель Великобритании Алессандро Каггеджи с первых минут поразил своим искренним, сияющим артистизмом, лёгким прыжком, «жимными» приземлениями. Да, в Pas de deux Жанны и Филиппа («Пламя Парижа») артист поскользнулся на том самом злополучном месте сцены, но, как и подобает опытному артисту, продолжил исполнение. Самым запоминающимся стало адажио Ромео и Джульетты из одноимённого балета в редакции Юрия Григоровича. У артиста Диплом за участие, а у партнёрши, Маны Кувабары (в конкурсе не участвовала) — специальная премия за партнёрство.
Алессандро Каггеджи, Мана Кувабара. Фото: Елена Пушкина
Моё недоумение по финальным результатам касается пары, которая по праву заслуживает более высоких наград: японка Вакабаяси Лири и киргиз Шамакеев Кубаныч — оба в труппе Челябинского ГАТОБ. Мужские трюки, прыжки и приземления, заполнение сцены — визитная карточка артиста, очень сильного и техничного, явно кайфующего от дела своей жизни. Его мужественность и горячесть прекрасно оттеняет нежная, порой невесомая, но бесподобно выученная партнёрша. И вместе они, станцованные до гладкости, напомнили мне Васильева и Максимову, хотя внешне общего между ними мало. У Лири и Кубаныча III премия конкурса.
Лири Вакабаяси, Кубаныч Шамакеев. Фото: Елена Пушкина
Непонятным стало для меня отчисление после второго тура прима-балерины «Кремлёвского балета», трогательной, солнечной, академичной Александры Крисы. Если над современным танцем паре можно было бы ещё поразмыслить и расширить палитру эмоций, то в классических номерах, например, в Pas de deux из балета «Арлекинада» Саша с партнёром Юрием Выборновым (в конкурсе не участвовал) смотрелась точно на своём месте. Ловила себя на вопросе: «А так ли выглядели в первой постановке Энрико Чекетти и Матильда Кшесинская? И если не так, то как?» Игривая, потешная по-настоящему, безупречно выученная, с правильными линиями и позициями артистка.
Японцы выходили на сцену и, как будто никакой покат им не указ, выполняли, что должно. Ровно, уверенно, даже с некоторой холодностью. Чистый и вымуштрованный Pas d’esclave из балета «Корсар» японцев Миу Сибагаки и Джотаро Канзаси, пары Саратовского АТОБ, можно назвать в какой-то мере ученическим, на который стоит равняться молодым. Но, к сожалению, артисты также не продвинулись дальше 2 тура.
Не столь удачно далось бразильцам Аманде Гомес и Вагнеру де Карвалхо Pas de deux Жанны и Филиппа из «Пламени Парижа», сколь идеальным стало адажио Фригии и Спартака (3 акт балета «Спартак»). Из первого в третий тур атлетичный Вагнер и парящая Аманда дошли без особых усилий. И по праву завоевали I премию в номинации «Мужчины. Дуэт» и II премию в женском дуэте.
Аманда Гомес, Вагнер де Карвалхо. Фото: Елена Пушкина
Единственный участник от Большого театра России и его непосредственный солист — Дмитрий Смилевски, потомственный артист балета из семьи выдающихся деятелей искусства Смилевски-Крапивиных, зафиналил свои выступления на смотрах чистейшими заносками в вариации Люсьена из балета «Пахита». Не совсем у меня сросся современный номер Димы на музыку из сериала «Шерлок» — хореография была местами смазанная. Но это не помешало артисту взять I премию в номинации «Мужчины. Соло».
Дмитрий Смилевски. Фото: Елена Пушкина
Солистку Красноярского ГАТОБ Елену Свинко я отметила ещё в передаче «Большой балет» на ТК «Культура» и буквально месяц назад Елена стала лауреатом престижной премии «Душа танца». Покат сцены действительно был непоколебим в своей решимости помешать каждому участнику — у него получилось сорвать чистый финал фуэте в Pas de deux Медоры и Раба из балета «Корсар» — до финала Елене с партнёром по театру и конкурсу Марчелло Пеллицони дойти всё же удалось. И очень выразительно они исполнили дуэт Хозяйки Медной горы и Данилы из классического спектакля «Каменный цветок». У Елены — II премия конкурса, у Марчелло — диплом за участие.
Елена Свинко, Марчелло Пелиццони. Фото: Елена Пушкина
После снятия с конкурса Марии Хоревой (Мариинский театр) было очевидно, что все взгляды будут обращены в сторону Марии Ильюшкиной. Воспитанница Академии Русского балета им. А. Вагановой, солистка Мариинского театра не всегда до конца проживала партии, но в хореографическом рисунке, а иногда и в помощи партнёру Никите Корнееву на поддержках и вращениях была точна и выразительна. Гала-концерт конкурса не даром завершил номер Обера-Гзовского «Grand Pas Classique» — торжественный, показательный, горделивый. Хотя по конкурсным турам и были некоторые нюансы, например, неудачная поддержка-свечка на прямые руки в адажио Ферхада и Мехмене Бану из балета «Легенда о любви» Ю. Григоровича, во многом, конечно, это зависит и от подготовленности партнёра. Как итог: у Марии I премия в номинации «Женщины. Дуэт», у Никиты Корнеева — III премия.
Мария Ильюшкина, Никита Корнеев. Фото: Елена Пушкина
Хочется сказать в завершение, что, конечно, конкурсы — это огромный труд для всех участников, педагогов, организаторов. Всех причастных. Отдельную благодарность хочу выразить коллегам из ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ», организаторам за оперативность в решении любых вопросов, отзывчивость и понимание, поддержку хорошего настроения в течение всего конкурса. Очень важно, когда созданы благоприятные условия для всех, участвующих в процессе. И этот конкурс показал очень высокий уровень.
До встречи через четыре года!
Автор: Нина Тесейко
Comments