Опера «Дон Паскуале» в Мариинском театре
Под занавес сезона в Мариинском театре прошли оперные премьеры. Одна из них – комическая опера «Дон Паскуале» Гаэтано Доницетти, которая показывает изящный XVIII век и возможности бельканто солистов театра.
Эта постановка была создана в 1980 году, спустя два года после дебюта Валерия Гергиева в качестве дирижера Мариинского театра. Он поставил этот опус в содружестве с режиссером Юрием Александровым и художником Игорем Ивановым. В 2022 году Александров предложил возобновить спектакль Илье Устьянцеву. В новой редакции веселый нрав оперы, сценография, живопись в стиле классицизма XIX века и камерный характер постановки сохранились без изменений.
Опера «Дон Паскуале» была написала Доницетти в кратчайшие сроки: по одним версиям – за 8-11 дней, по другим – за три недели. Такая стремительность в XIX веке была делом обычным: композиторы работали быстро, а театры выпускали спектакли, не откладывая их в долгий ящик. Парижская премьера «Дона Паскуале» в январе 1843 года прошла успешно, и ее заполучили многие театры, в том числе в Лондоне, Вене, Новом Орлеане и в Петербурге. На сцене столицы Российской империи в партии Норины блистала прославленная дива Полина Виардо.
В основу одной из своей самой кассовой оперы Доницетти заложил надежный и проверенный сюжет: семидесятилетний сварливый старик возжелал женить на себе молоденькую и хорошенькую девушку, а она обводит его вокруг пальца, чтобы в конечном итоге воссоединиться со своим юным возлюбленным, не забыв отнять практически все его имущество. Все перекликается с классической комедия дель арте, а в героях легко узнаются интриганка Коломбина в образе Норины, скряга Панталоне – под маской Дона Паскуале, плут Скапена – в хитром Докторе Малатеста и добрый Пьеро – в племяннике Эрнесто. Чтобы мы никого не перепутали, увертюру мы не слушаем просто так, а смотрим балетный номер, который рассказывает нам, кто есть кто.
Создатели спектакля в Мариинском, стремясь сохранить настроение сочинения Доницетти, не стали отходить от стиля основной фабулы, от условного времени (1750 год) и места (Рим). Как только занавес поднимается, зритель сразу же понимает: он сейчас перенесется в галантный XVIII век и тревожного совриска с неожиданными арт-объектами здесь не ожидается. Барочная узорчатая мебель, портреты в золоченых рамах, кружева, кринолины, камзолы и напудренные парики: академическая сценография – то что большая редкость сегодня.
Подчеркнуть театральность призвана и общая сценическая композиция: все действо «Дона Паскуале» мы видим будто внутри картины, обрамленной двумя рамами, визуально уменьшающими большую сцену. Внутри же этой миниатюры эффектные речитативы и искусство бельканто.
В составе третьего премьерного дня бас Мирослав Молчанов в партии Дона Паскуале при всей мажорности добавил необходимой драмы, от чего к финалу спектакля его героя становится по-настоящему жаль, а баритон Ефим Завальный в роли Эрнесто эмоциональным голосом показал своего персонажа лиричным, влюбленным и парящим. На третий день премьерного блока главную партию Норины исполняла Антонина Весенина. Сопрано лихо и артистично перебирала образы своей героини: от роли простушки в тандеме с Малатесто до безумной фурии-жены Дона Паскуале, от нежной возлюбленной в дуэте с Эрнесто до торжествующей красотки Коломбины, легкой, игривой – такой же, как и сам спектакль.
Текст: Ольга Угарова
Фотографии: Александр Нефф
Comments