top of page

Порок не наказан: «Дон Жуан» Мольера в Малом театре



В этом сезоне Малый театр спустя практически 150 лет снова обратился к комедии Жана-Батиста Мольера «Дон Жуан, или Каменный пир» (перевод Владимира Лихачева). Спектакль, поставленный Владимиром Драгуновым, оказался максимально классическим, но с небольшим сюрпризом в конце. Огромный интерес заслуживает выбор самой пьесы — ведь драматург трактует историю о развратном соблазнителе с массой неожиданных для широкой публики нюансов, в том числе и с большим количеством новых героев.


Для тех, кто знает одноименную оперу Моцарта на либретто Да Понте, в пьесе Мольера будет много свежего и пикантного. Конечно, сравнивать оперу, в которой на первом плане музыка, а не сюжет, и литературное произведение —  дело неблагодарное, но учитывая, что большинству легенда о Дон Жуане знакома именно по сочинению венского классика, люди, скорее всего, будут отталкиваться от него.


В комедии Мольера (на самом деле трагикомедии) кроме заглавного персонажа и его слуги (здесь он носит имя Сганарель — так Мольер называет многих своих персонажей-простаков, эту роль он написал для себя, ее же блестяще исполнял), есть и Дон Луис, отец Дон Жуана, который возмущен поведением сына. Донна Эльвира, знакомая нам по опере Моцарта, также здесь присутствует. Она обзавелась двумя братьями — Доном Карлосом и Доном Алонсо, которые пытаются отстоять ее честь и стремятся вернуть Дон Жуана женщине, которую он выкрал из монастыря, опозорил и бросил. В пьесе есть представители низших сословий — крестьянки Шарлотта и Матурина, которых охмуряет Дон Жуан, и жених первой, Пьеро. Сцена с ними вносит в произведение много комического. Присутствуют и совсем эпизодические персонажи, вроде купца Диманша, конюшего Гусмана или нищего Франциска. Все эти герои позволяют раскрыть образ и сущность Дон Жуана глубже, чем мы привыкли в произведении Моцарта. Так каковы они?



Дон Жуан здесь не просто соблазнитель и ловелас, он — противник вселенских законов и Неба, кары которого он не боится. И он абсолютно не готов к раскаянию, даже находясь в руках смерти. Как говорит сам герой, в любви он любит свободу и привык отдаваться всему тому, что привлекает. Но Дон Жуан у Мольера еще и лицемер —  он заявляет об этом открыто в своем большом финальном монологе: «Лицемерие — модный порок, а все модные пороки идут за добродетели». Так что Мольер актуален, пожалуй, как никогда — его размышления, заложенные в этой пьесе, сегодня бьют в десятку. Слуга Сганарель максимально пытается отвадить господина от разврата и наставить его на путь истинный (чего не было у Моцарта-Да Понте, где Лепорелло является своего рода альтер-эго Дон Жуана) — он пускается в философские рассуждения, где пытается разъяснить Дон Жуану, что рано или поздно Небо его накажет, и пора бы уж исправиться, но все тщетно. Сганарель искренне любит своего господина и беспокоится о его душе.


Пьеса Мольера отличается большим динамизмом и живостью повествования: кадры, сцены перемещаются достаточно быстро, так что читателю она точно не наскучит. Как не наскучила и зрителям Малого театра: постановка Владимира Драгунова отличается очень небольшим количеством купюр, она максимально академична и соответствует тому, что написано Мольером. Но режиссер сделал упор в своем спектакле на реализм и историческую правду — фантастики, которая есть у автора, у Драгунова мы не наблюдаем. Исчез призрак в образе женщины под вуалью, который появляется перед финальным приходом Командора — текст из этой сцены частично сохранен, но самого инфернального персонажа на сцене нет. Что удивительно: учитывая нынешние технологии, думается, показать можно все, что угодно. Сцена со статуей Командора в склепе также решена очень традиционно — так делали в XIX веке: зритель не понимает и не видит, как статуя кивает, на нее всего лишь направлен луч света. Собственно говоря, у нее и глаз нет — вместо них черная пустота, поэтому понять, почему она пугает Дон Жуана и Сганареля взглядом, не представляется возможным. На то, что спектакль не фантастичен намекает и решение образа Командора, который появляется в живом обличии, его играет актер Сергей Кагаков — этот образ вполне реален, и страха отнюдь не вызывает.


Но главная изюминка, может быть, слишком вольная, преподнесена в финале: на пустой сцене стоит Дон Жуан. Из глубины выходят его жертвы. Появляется Командор, он протягивает руку своему оскорбителю. Но мужчины стоят на разных сторонах пространства, достаточно отдаленно друг от друга. Протягивая руку мстителю, вполне естественно, что Дон Жуан до нее не достает. И в этот момент его убивает пуля: в соблазнителя стреляет Дон Карлос, таким образом выполняя свой долг и сдержав свое обещание о расчете с развратником.



Но не все так просто, как кажется: на самом деле Драгунов здесь выстраивает мостик между пьесой Мольера и исторической действительностью. Ведь Дон Жуан был реально существовавшей личностью. За распутство героя наказали рыцари. От имени женщины они назначили ему свидание ночью в церкви, где был похоронен Командор, убили его и распустили слух, будто Жуана низвергла в Ад статуя. Посему, разумеется, никакого погружения в адские языки пламени в спектакле Малого театра не происходит. Дон Жуан умирает так, как это произошло на самом деле в XIV веке.


На сцене остается один Сганарель: по Мольеру он произносит финальные реплики о том, что только ему «после стольких лет службы ничего не перепало кроме одного утешения: собственными глазами увидеть, как страшная кара постигла господина за безбожие». Но и это еще не все: внезапно сверху раздается голос Дон Жуана, который призывает слугу к новым любовным путешествиям. Выходит, наказания и раскаяния так и не произошло? Режиссер вопреки заявлениям о сохранении авторского замысла таким образом заявляет, что порочные люди неизменны и ничто не заставит их поменять свой образ жизни — даже Небо. Однако…


Приверженцы академизма будут довольны картинкой спектакля — художники Мария Рыбасова и Любовь Скорнецкая представили на сцене Малого красивый образ готической Испании с ее черно-серыми колоннами, арками и изысканными историческими мужскими и женскими нарядами. Визуально постановка напоминает «Каменного гостя» Александра Даргомыжского в постановке Олега Моралева 1976 года на сцене Большого театра (художник — Вильям Клементьев), она была решена в подобном стиле и сохранялась в репертуаре до 2000-го года. Но спектакль Малого создан с использованием современных технологий: на заднике демонстрируются выполненные в технике видеоарта декорации, напоминающие тени-силуэты деревьев, темного леса, старинных испанских замков и дворцов. Выглядит все это очень красиво и совсем не минималистично, позволяет полностью погрузиться в рассказанную историю.



Новый «Дон Жуан» Малого — тот случай, когда собран первоклассный состав артистов, образы которых внешне идеально садятся на персонажей пьесы Мольера и которым веришь уже с первой секунды.


На роль Дон Жуана еще сам Юрий Мефодьевич Соломин выбрал Андрея Чубченко: породистый, брутальный актер рисует облик беспощадного, жестокого героя, эгоиста, сердце которого ничто не растопит. Жуан обманывает весь мир: в сцене, когда он раскаивается в своих грехах перед отцом и обещает начать новую жизнь, Чубченко играет так, что ты уже готов ему поверить. Но это была лишь маска: он признается Сганарелю, что теперь будет так лицемерить с каждым в угоду собственной выгоде.


Прелестен Михаил Фоменко в роли Сганареля — это одна из лучших ролей артиста. Этот герой в постановке наравне с Дон Жуаном является двигателем действия, но ментально он во всем противоположен хозяину и является как бы оппонентом развратника. Фоменко интерпретирует персонажа настолько сочно и колоритно, снабжая персонажа различными смешными гэгами и ужимками, что невозможно не смеяться — но все это не выходит за рамки текста и образности, прописанной Мольером.


Пафосен и масштабен, но очень трогателен Александр Ермаков — Дон Луис. Сердце зрителя сжимается, когда он плачет перед сыном, веря в то, что тот встал на праведный путь. Аристократична, печальна, как Луна, Донна Эльвира Лидии Милюзиной: жизнь героини потеряла всякий смысл, ведь Дон Жуан разрушил ее, лишил всего. Она молит мужа встать на путь истинный не ради себя, но хотя бы ради нее — чтобы не скорбеть о любимом, обреченным на вечные муки.


Решительны, готовы бороться за честь сестры Дон Алонсо (Максим Хрусталев) и Дон Карлос (Максим Путинцев), но последний максимально пытается отсрочить дуэль, ведь Дон Жуан спас его от разбойников (кстати, единственный благородный поступок героя на протяжении всей пьесы). В меру комично, характерно и буффонно исполнили свои роли Александр Наумов (Пьеро), Наталья Калинина (Шарлотта), Наталия Афанасьева (Матурина) — сцены с их участием вызывали живой смех в зале. Мольер, конечно, обладал, гениальным чувством юмора.


Хороши Александр Титоренко (купец Диманш) и Александр Никифоров (Гусман). Но сакраментальный и важнейший эпизод постановки — сцена в лесу, когда Дон Жуан и Сганарель разговаривают с нищим Франциском. Тот просит милостыню у мужчин и обещает молиться за их души. Сластолюбец обещает ему луидор, если он побогохульствует, но старик отказывается: ведь он принадлежит Богу и останется ему верен, даже если впереди смерть. Старожил театра Петр Складчиков играет эту сцену так возвышенно и одухотворенно, так что слезы на глаза наворачиваются.



Спектакль сопровождает музыка великих композиторов: мелодии классика Кристофа Глюка скрепляют действие, импрессионист Габриэль Форе выступает своего рода музыкальным адвокатом Донны Эльвиры — именно его утонченные, прихотливые темы звучат в сценах с ней, а лейтмотивом этой версии неожиданно становится «Болеро» Мориса Равеля, сдерживающее в своем неизменном ритме и пульсации горячую испанскую страсть.


 

Текст: Филипп Геллер

Фото Евгения Люлюкина и Александра Россоловского

Kommentare


bottom of page