Бьянка Скаччати: "Настоящий итальянский голос"
28 мая 2018 года в итальянском городе Брешиа скончался тенор Пьер Франческо Поли, известный многим любителям оперы своими исполнениями партий компримариа в легендарных записях с Лучано Паваротти и Джоан Сазерленд. Однако мало кто помнит, что его родная бабушка тоже была оперной певицей… Вторая в мире Турандот и любимое сопрано Тосканини, человек редкой силы духа и характера – это далеко не все, что можно сказать об этой удивительной личности…
Бьянка Скаччати родилась 3 июля 1894 года в семье железнодорожных работников и рано проявила талант к пению. Когда будущей примадонне было тринадцать, ее согласилась взять к себе в ученицы вокальный педагог Эрнеста Брускини, которая после нескольких лет занятий приготовила ее к дебюту в театре «Пергола» во Флоренции в партии Маргариты в опере Гуно «Фауст». Скаччати сразу имела большой успех. «Ровный, чистый и собранный, по-настоящему итальянский голос», — писал о ней критик газеты “La Nazione”:
Так началась ее великолепная карьера. Сначала Скаччати пела партии лирического сопрано, такие как Маргарита в «Фаусте», Мими, Манон Леско, Маргарита и Елена Троянская в «Мефистофеле» Бойто (последние певица часто исполняла вместе). Через несколько лет, когда голос окреп, она перешла к драматическому репертуару и стала выступать в таких операх, как «Трубадур», «Бал-маскарад», «Сила судьбы», «Аида», «Дон Карлос», «Гугеноты», «Норма», «Турандот», «Тоска» и многих других на крупнейших сценах Италии и Южной Америки.
Бьянка Скаччати в роли Нормы
Одним из самых ярких и переломных эпизодов ее карьеры стало знакомство с выдающимся дирижером Артуро Тосканини в 1926 году. «Пармского кудесника», в 1920-е годы занимавшего пост главного дирижера «Ла Скала», певцы страшились как огня – в основном, из-за его вспыльчивого характера. Однако попасть к нему на прослушивание считалось огромной, почти недостижимой для обычного исполнителя честью. Узнав об успехах молодой певицы (в середине 1920-х годов она с успехом выступала в Риме, Болонье, Парме и других городах Италии, но ещё не покорила священный театр Милана), грозный маэстро пригласил ее на аудиенцию. Казалось бы, сумасшествие - отказаться от такого шанса... Но на предложение Тосканини певица ответила, что занята другими контрактами, и спокойно сказала следующее: «Приезжайте в Рим послушать меня в “Дон Карлосе”». Не на шутку удивленный таким предложением певицы, Тосканини приехал на римский спектакль и был настолько поражен голосом Скачатти и ее интерпретацией партии Елизаветы ди Валуа, что без прослушивания назначил ее на несколько главных ролей в сезоне «Ла Скала».
Бьянка Скаччати в роли Аиды
«Невозможно представить, какое место занимала Скаччати в «Ла Скала» той эпохи… <…> Она была королевой, которую боготворила восхищённая публика», - так говорила в одном из интервью Мария Канилья, одна из самых известных драматических сопрано первой половины XX века. И действительно, с 1926 по 1933 годы Скаччати постоянно и с нескончаемыми триумфами пела на главной итальянской сцене, выступив в более чем в двадцати операх из веристского, романтического и белькантового репертуара. Но, пожалуй, особенно ярким стало ее исполнение партии Турандот в одноимённой опере Пуччини.
Партия жестокой китайской принцессы, насыщенная огненными всплесками в верхней тесситуре, требующая голоса со стальной выносливостью, но про этом глубоко чувственно-итальянская, принесла певице много радости и горя. Ведь с одной стороны, это была одна из ее звездных ролей, которую она выучила вместе с композитором ещё при его жизни и пела её так, что «никто не мог забыть блеска и звона ее голоса в этой партии». Большинство историков музыки упускает из вида тот факт, что именно Бьянка Скаччати была второй в истории певицей, полностью исполнившей эту партию через четыре дня после самого первого спектакля в Милане – на сцене легендарного Римского оперного театра, в ту эпоху еще носившего название «Костанци».
С другой стороны, именно Турандот помешала ей стать певицей мирового уровня… В 1926 году после выступления в последнем пуччиниевском шедевре к певице зашел выразить своё восхищение сам Дуче Бенито Муссолини, который пригласил певицу на ужин в Палаццо в Венеции. Ярая противница фашизма, Скаччати не побоялась открыто отказать вождю, тем самым вызвав немилость грозного правителя. Скорее всего, именно поэтому с начала 1930-х годов карьера певицы пошла на убыль и сосредоточилась в провинции, закончившись в 1942 году выступлением в «Тоске» в городском театре Брешии.
Остаток жизни Скаччати провела именно в этом городе, посвятив себя семье - она вышла замуж за баса Джулио Поли, и у неё родился сын Пьер Франческо, который в будущем стал тенором. В последние годы певица тяжело болела, и диабет достаточно рано оборвал ее жизнь. В 1948 году Бьянка Скаччати ушла из жизни в возрасте 54 лет, оставив после себя множество пластинок, большинство из которых было сделано звукозаписывающей компанией Columbia.
Как можно услышать из записей восьмидесятилетней давности, певица обладала феноменальным голосом - с точки зрения объёма, плотности и звонкости. Ее инструмент имел классическое «близкое» звучание – возможно, не самое привлекательное с точки зрения природного тембра, но поддержанное эмиссией звука, формируемой на верхних резонаторах «маски». Это делало звукоизвлечение удивительно собранным и иногда даже резковатым – подобно мощному лучу лазера, проникающему через любую поверхность. Последнюю особенность можно объяснить также огромным объемом ее голоса, который был наверняка создан не для записи, а для огромных залов великих театров, где, по отзывам современников, вокальный инструмент Скаччати, округлённый и «сглаженный» пространством и прекрасной акустикой, звучал удивительно мягко и полётно.
На центре диапазона, особенно в период своего расцвета, певица прибегала к обелению гласных – великий тенор Джакомо Лаури-Вольпи в своём труде «Вокальные параллели» даже сравнивает технику Скаччати с вокалом легкого сопрано Тоти Даль Монте. Но, тем не менее, певица никогда не изменяла главному принципу старой школы - пению в высокой позиции. Благодаря этому ее верхний регистр, казалось, был бесконечным по своим возможностям, удивительно блестящим и полным, имея в запасе легчайшее верхнее «до» и даже «ре-бемоль» - достаточно услышать исполнение арий и сцен из «Турандот» Пуччини, «Лорелеи» Каталани, «Мефистофеля» Бойто, «Трубадура» Верди, дуэты, записанные с тенором Франческо Мерли, и многое другое.
С точки зрения чисто вокальной линии Скаччати была последовательницей стиля веризма в пении – но без вульгарных, «открытых» эффектов, особенно в нижнем регистре, которые явно слышны в записях многих сопрано начала XX века. Она не обладала формальным совершенством и подвижностью сопрано чисто белькантовой и романтической школы, а больше всего внимания уделяла эмоциям своих героинь. Интерпретации ее были удивительны точны и не похожи друг на друга: она могла быть как страстной и почти неистовой («Трубадур», «Ломбардцы»), так и ностальгически-нежной и мягкой («Сила судьбы», «Аида»). Порой эмоции, кажется, чересчур захлестывали ее: в отдельные моменты полных записей «Трубадура» и «Тоски» Скаччати почти переходит на крик; тем не менее, бесконечная страсть и глубина переживаний вряд ли могут оставить кого-то равнодушными. При этом певица также могла быть очень тонкой и рафинированной вокалисткой: в таких записях, как фрагменты «Силы судьбы», вторая ария Амелии из «Бал-маскарада», "Vissi d‘arte“ из «Тоски», мы слышим первоклассное legato, мягкость звуковых атак и богатство оттенков. К сожалению, записей многих своих коронных партий, - в том числе Елизаветы в «Дон Карлосе», Леди Макбет, Нормы, Валентины в «Гугенотах» и т.д., - певица не оставила, но сила ее таланта завораживает и по сей день…
Comments