top of page

Суламифь Мессерер об анорексии, выворотности и пуантах


"Современная балерина после урока и репетиций ещё бежит в фитнес-клуб. Крутит там педали велосипеда, пока партнёры-танцовщики упражняются на прочих тренажёрах и поднимают штанги. По-моему, здесь тоже должно действовать правило "не переусердствуй!" Ведь вечером им предстоит очаровывать зрителей в образах принцесс и принцев. Стараясь подогнать себя под балетный стандарт худобы, западные танцовщицы, в чём я могла не раз убедиться, занимаются самоистощением. Это настоящие голодовки, которые навлекают на бедняжек такие модные сегодня болезни, как анорексия и булемия. Наша принцесса Диана, страдавшая булемией, была патроном балетных трупп и, возможно, знала об этих порядках в мире балета. Хуже всего, что порой голодный мазохизм артистов негласно поощряется администрацией. Чрезмерные нагрузки укорачивают сценическую жизнь. Танцевальную карьеру подчас заканчивают с двумя искусственными тазобедренными суставами. Врачи вообще считают, что выворотность ног подвергает суставы излишним, а главное, противоестественным нагрузкам. Вот почему балетный урок обязан разогревать мышцы и суставы постепенно и очень тщательно, подготавливая тело танцовщика к возрастающей нагрузке.

Но балет без выворотности? Ну нет! Красиво танцевать, как и жить, не запретишь. Как и танцевать на пальцах. Правда, медики уверены в том, что балетные туфли, именуемые также пуантами, являются "инструментом пыток". Главное назначение балетных туфель с твёрдым носком очевидно — помочь балерине создать иллюзию лёгкости, воздушности танца. К сожалению, наша профессиональная обувь для танцев на пальцах не может полностью спасти от деформации этих пальцев, а затем и всей ступни. Пальцевая техника восхитительна, когда ею любуешься из партера. Но по мнению медиков, эта "плохая привычка", эта "противоестественная манера танцевать на пуантах" в ответе и за другие, более тяжкие беды балерин — сдвинутые позвонки, изношенные хрящевые ткани суставов и прочая, и прочая. Что не мешает балеринам молиться на свои драгоценные туфельки...

У каждой танцовщицы — свой любимый поставщик заветной обуви. Чаще всего — фирмы "Фрид", "Капецио" и "Гамба", а теперь и российская "Гришко". У именитой балерины в этих фирмах порой ещё есть и свой мастер, который обшивает её (точнее, её стопы). Смена мастера — хуже смены хореографа. Помню, известная танцовщица Американского балетного театра грозилась покинуть сцену навсегда, узнав, что её мастер в лондонском доме балетной обуви "Фрид" уходит на пенсию. Думаю, за этой шуткой стояли вполне серьёзные страхи. Наверное, хорошо известно, что прима меняет за один спектакль несколько пар балетных туфель. В большой труппе танцовщицы за сезон пускают в расход в общей сложности тысяч десять пар. Я с улыбкой вспоминаю свои ученические годы в балетной школе Большого. Пуанты шили... мы сами. Этому ремеслу в начале 20-х нас выучили старые мастера Императорских театров, когда школу вновь открыли после революции. В расписании занятий даже значился такой урок — сшить себе пуанты. Мы с трудом доставали материал, конечно, не атлас, его не было. Мастера стругали колодки, приносили нам клей (назывался он, помню и сейчас, декстрин). Мы обтягивали колодки рогожей, крашенной в розовый цвет, мастерили подошвы из каких-то обрезков кожи...

Несмотря на доказательства медицинских авторитетов, атласные пуанты с носком из папье-маше остаются символом грации, полёта в невесомости, именуемых классическим балетом. Как ни пугают родителей рентгеновскими снимками изъеденных артритом ступней, они по-прежнему отдают миллионы детей в балетные школы. Существует предание, будто русские поклонники Марии Тальони, примы 30-х годов XIX века, сварили её туфельки, заправили соусом и с аппетитом съели. Вы верите легендам?"

Текст: "Суламифь. Фрагменты воспоминаний"

bottom of page