top of page

“Анастасия” в Королевском театре Ковент-Гарден


Ужасные события разворачиваются вокруг великой княжны Анастасии Романовой и её семьи: сначала объявлена Первая мировая война, а затем Октябрьская революция навсегда уничтожает их спокойный аристократический уклад жизни.

Женщина, которая считает себя Анастасией, единственной выжившей из царской семьи, заключена в психиатрическую лечебницу. Её воспоминания и её фантазии переплетаются в страшном клубке кошмаров: спасение, смерть мужа, исчезновение ребёнка, отчаяние и попытка самоубийства. Несмотря на пережитые ужасы, уверенность в том, что она – Анастасия, остаётся непоколебимой.

Кеннет МакМиллан был под большим впечатлением от истории Анны Андерсон, свято верившей на протяжении всей жизни в то, что её настоящее имя – Анастасия Романова, что она младшая дочь императора Николая II, единственная оставшаяся в живых после расстрела царской семьи в 1918 году. В 1967 году вдохновлённый рассказами госпожи Андерсон МакМиллан создал одноактный балет “Анастасия” для Немецкой государственной оперы. Хотя хореограф не давал ответа на вопрос, насколько правдивы слова Анны Андерсон о её прошлом, мировая премьера его экспрессионистского балета на музыку “Шестой симфонии” Богуслава Мартину прошла с большим успехом. Балет надолго остался в памяти зрителей. Немалая заслуга в этом принадлежала исполнительнице сложнейшей по драматургии главной партии – балерине Линн Сеймур.

В 1971 МакМиллан сказал: “Я думаю, что история Анны в качестве главной темы появлялась и в других моих балетах. Я говорю о проблеме лишнего человека, аутсайдера. Судьба Анастасии кажется мне ярким примером этого”.

Как только Кеннет МакМиллан стал директором Королевского балета, одним из первых его решений на новом посту стала идея переделать одноактный балет “Анастасия” в полнометражную работу. Он добавил два действия к ранее поставленному “берлинскому” акту, использовав музыку Чайковского для воссоздания “воспоминаний” Анны о её блестящем имперском прошлом вплоть до ужасов Революции.

Трёхактный балет, впервые появившийся на сцене в 1971 году, стал декларацией новых взглядов хореографа. Первые два действия были поставлены в традициях классического балета, третье же было решено в духе немецкого экспрессионизма – новаторского стиля, впервые увиденного британскими зрителями.

В 2016 году балет “Анастасия” вновь появится на сцене Королевского театра Ковент-Гарден. Премьера назначена на 26 октября. Среди заявленных звёзд: Наталья Осипова, Марианела Нуньес, Федерико Бонелли, Эдвард Уотсон, Тьяго Соарес.

Текст: Юлия Пнева, ©Voci dell'Opera

bottom of page