Анна Цыганкова: “Не забывайте развивать душу”

Прима-балерина Национального балета Нидерландов Анна Цыганкова, исполнившая главную партию в балете Теда Брэндсена “Мата Хари” на музыку Тарика О’Ригэна, рассказала об участии в нашумевшей премьере, раскрыла своё понимание образа героини и поделилась тайнами её жизни.
Анна, как прошла премьера балета “Мата Хари”? Вы были счастливы принять участие в постановке нового балета?
Премьера прошла с огромным успехом. Новая постановка до её первого показа вызывала огромный интерес, люди были заинтригованы. После открытия 6 февраля ажиотаж возрос ещё больше. Абсолютно все спектакли прошли с полным аншлагом.
Мой последний спектакль в этой серии был показан на Mezzo. Люди, работавшие над съёмкой спектакля, – одни из самых больших профессионалов в мире на сегодняшний день. Мне очень посчастливилось, что именно они и их съёмочная группа провели прямую трансляцию на Mezzo. Зрители делились, что словно посмотрели кино, только без слов.
В чём особенность хореографии балета “Мата Хари”?
Балет не о выдуманном персонаже, а о настоящем человеке, женщине с необыкновенной судьбой. Балеты, которые на меня ставили прежде, были либо абстрактны, либо о героинях выдуманных. “Мата Хари” стал первым произведением, где на сцене я танцевала роль женщины, жизнь которой до сих пор не разгадана до конца и порождает множество вопросов, толков и любопытства как людей обыденных, так и именитых искателей истины. Кто была Мата Хари? Где есть правда, а где – вымысел?

"Mata Hari". Photographer Sasha Gouliaev.
Кем для Вас является Мата? Жертвой, опасной шпионкой или просто авантюристкой? Какие чувства Вы испытываете к своей героине? Вы похожи на неё? Если да, то чем?
Дива, шпионка или жертва обстоятельств? Всеми этими вопросами я задавалась около года с того момента, как Тед Брандсен предложил мне стать героиней нового двухактного балета. Я прочитала много книг, я просмотрела все доступные фотографии. К сожалению, не сохранилось ни одной пленки, на которой можно было бы увидеть её сценический образ. На каждой репетиции Тед давал какую-то важную информацию о фактах из жизни Мата Хари, поскольку Тед как хореограф и носитель идеи знает о ней очень многое. Он изучил жизнь Мата Хари настолько досконально, насколько это возможно. Его идея поставить этот балет появилась 7 лет назад. За это время он стал настоящим экспертом в этом вопросе. Постепенно складывался образ, основанный как на фактах, так и на личном моём восприятии.

"Mata Hari". Photographer Marc Haegeman.
Я никогда не идентифицирую себя с героинями. Чтобы воплотить их образ, я должна оставаться собой. Естественно, я использую свой жизненный опыт, как и любая актриса. Я очень рада, что эта роль пришла ко мне именно сейчас, когда опыт стал основой мастерства, когда знаешь, как передать оттенки чувств, как суметь выстроить роль, характер, как научиться жить в нем. Я должна была понять её, эту женщину, потому что с ролями надо уметь сродниться, чтобы поверили. 10 лет её славы как экзотической танцовщицы, любовницы многих, женщины, к ногам которой бросали состояния, любительницы роскоши… Я пыталась понять, что стоит за всем этим. В итоге для себя, не обращая внимания на то, насколько это может соответствовать истинному положению вещей, я нашла дорогу к её сути. Счастье маленькой Маргареты закончилось в отрочестве, когда умерла её мать, и отец покинул дочь, оставив её на попечение родственников. Отца она обожала. Покинутая самым близким и любимым человеком, Мата потеряла что-то очень ценное, что потом и пыталась найти всю жизнь – любовь. Вся её жизнь – поиск этого сокровища, желание избавления от сердечной травмы… Под конец счастье улыбнулось ей, она полюбила, но любовь к русскому офицеру, который в конце концов предал её, как и отец, продлилось очень недолго…
Ходит легенда, что перед смертью Мата Хари послала своим палачам воздушный поцелуй. Вы верите в это? Это было в её характере?
В 41 год её расстреляли по обвинению в двойном шпионаже, лично я в который не особенно верю. Легенда о воздушном поцелуе с эшафота, думаю, является правдой. Она осталась женщиной до конца. Когда-то толпы мужчин готовы были отказаться от всего за одну ночь с великой Мата Хари. Теперь мужчины расстреливали её. Был ли в этом поцелуе сарказм, насмешка или же это было её прощение тому мужчине, который первым покинул её?.. Боюсь, ответа на этот вопрос никто не знает.

"Mata Hari". Photographer Marc Haegeman.
Какие балетные героини являются отражениями Вашей натуры и Вашей души? В чём именно? Какие балетные героини совершенно не похожи на Вас?
Все мои героини мне дороги. Каждая приходит ко мне, когда я к ним готова. Каждая меняется в чём-то со временем и вместе со мной. Каждая является моим своеобразным отражением, а для меня – возможностью принять в себя новое, увидеть себя с новой стороны глазами моих героинь.

"Дама с камелиями". Photographer Sasha Gouliaev.
Как Вы считаете, важно ли балерине быть очень хорошей актрисой? Или превосходная техника и физические данные искупают недостаток актёрской составляющей?
Балетные спектакли, повествующие историю его героев, немыслимы без актёрского таланта. Тело – инструмент, которым, естественно, танцовщик должен уметь управлять. Техника есть необходимое условие, которое дарует свободу и бесстрашие.
В 16 лет Вы исполнили партию Одиллии на сцене Новосибирского оперного театра. Вы балетный вундеркинд? Было ли трудно танцевать такую сложную партию в столь юном возрасте? Какая партия кажется Вам более тяжёлой – Одетты или Одиллии?
Опять же повезло с ролью. Найти отражение Одиллии в себе было совсем не трудно. Мне кажется, многие ученицы в 16 лет могут исполнять элементы. Это предвыпускной год, всё должно быть на месте. Но для меня в балете главное – понимать, что и зачем ты делаешь. Тогда движения перестают быть простым набором разных па. Всё это становиться средством выражения. Для речи людям нужен язык, в танце твоим языком становится всё тело, но в обоих случаях, чтобы речь была связная, слитная, нужно чёткое осознание того, что ты хочешь сказать.

"Лебединое озеро". Photographer Sasha Gouliaev.
Одиллия всегда завораживала меня. Существо-демон, огненная, страстная, женщина-птица. Я очень счастлива, что именно она стала моей первой ролью. С ней у меня особенные отношения. Насколько просто и быстро далась мне Одиллия, настолько постепенно складывалась моя привязанность к Одетте. Внешняя бравура Черного лебедя не шла в сравнение со сдержанностью, осторожностью Белой Лебеди. Вся её жизнь, чувства, её мука от существования в двух ипостасях, спрятаны внутри. Это тонко, это сложно передать – очень много оттенков, полутонов. Руки просто невероятно важны: каждый взмах “крыла” – как слово. К Одетте я шла дольше, порой кажется, до сих пор иду.

"Лебединое озеро". Photographer Sasha Gouliaev.
Сложнее исполнять классику, неоклассику или современные балеты? Что Вам кажется самым важным в классическом танце? В неоклассике? В современном танце?
Классика – это бальзам для моего тела, который излечит от боли и недомогания, в прямом смысле. В неоклассике я очень ценю ту степень свободы, когда рамки (каноны) из жёстких превращаются в текучие, словно импрессионизм в живописи. А в модерне я очень люблю физическое усилие, напряжение, поскольку очень часто современная хореография требует от танцовщиков огромной выносливости. Я счастлива, что могу танцевать всё. Мне нравится танцевать в разных стилях. Учишься через это быть разносторонним артистом и человеком.

"Дон Кихот" с Matthew Golding. Photographer Angela Sterling.
Какие современные хореографы Вам нравятся? Почему?
Для балерины большое счастье повстречать на своем пути “своего” хореографа. Мне несказанно повезло работать с Кристофером Уилдоном, человеком необычайного таланта! Его видение, стиль, потрясающий профессионализм – всё это пришло в такой резонанс со мной буквально с первого дня нашей работы. В 2012 году он поставил на меня “Золушку” Сергея Прокофьева. Потом был “Дуэт” на музыку Мориса Равеля. Затем “Кончерто Конкордия” на музыку концерта для двух роялей Пуленка. Каждый раз работа с Кристофером была волшебным опытом, когда открываешь в себе новый уровень творчества. Когда такой человек называет тебя своей музой – это дорогого стоит.

"Пять танго" с Matthew Golding. Photographer Angela Sterling.
Вы бы хотели попробовать себя в качестве хореографа?
Возможно. Иногда чувствую этот голод внутри, но пока не очень явственный. Когда это чувство оформится в идею, тогда, конечно, стоит попробовать.
Анна, в Большом театре Вашим преподавателем была Раиса Стручкова. Вы долго работали с этой балериной? Какие её советы Вы запомнили на всю жизнь?
Шесть с половиной лет Раиса Степановна работала со мной в Большом, а также была моим педагогом в ГИТИСе. Это не просто невероятное везение, это возможно то, ради чего я пришла в Большой театр. Человек-солнце, полный безудержной энергии, оптимизма, доброты и силы. Часами работали над руками. Сколько образов и символов она использовала во время репетиций. Ведь, работая с ней, я прикасалась к тем источникам балетного искусства, которые с её уходом стали недосягаемыми. Царская Россия, Петипа, Дягилев, Павлова, Кшесинская, Нижинский и многие другие, кто создавал великий цвет русского балета. В балете особенно важна преемственность поколений. Я очень ценю, что таким образом я тоже являюсь звеном в цепочке, ведь преподавать я обязательно буду. Передам то знание, что приобрела, работая с Раисой Степановной, значит, продолжу традиции русского балета.

"Жизель". Photographer Sasha Gouliaev.
Что Вы как состоявшаяся и успешная прима-балерина можете посоветовать начинающим танцовщикам?
Каждый из нас проходит через страхи и сомнения. Через желание и необходимость доказать миру, кем мы являемся. Из-за страхов мы очень часто не видим истинного положения вещей, особенно в молодом возрасте, когда путь ещё только начинается. Распознайте как можно раньше ваш уникальный голос. Не подражайте другим. Как только обретёте почву под ногами, идите внутрь себя, ищите и развивайте собственное дарование, а не тратьте время на пустые сравнение себя с кем-то, кто часто порождает ещё больше страхов. Искренне восхищаться кем-то, наоборот, может оказаться большим подспорьем. И, конечно, работайте над своим телом, самым тонким инструментом из всех, развивайте его… но также не забывайте развивать душу.