Забытые голоса прошлого: Хуанита Караччоло, Мария Дзамбони, Джильда Далла Рицца
Хуанита Караччоло
Эта великолепная певица с невероятно теплым, красивым и нежно-трепетным сопрано промелькнула на оперном небосклоне подобно падающей звезде: осветив все вокруг себя на недолгое время божественным светом, она очень быстро и трагически погасла, оставив в сердцах обожающих ее и ее голос людей светлую грусть и любовь к вечной музыке, которую она исполняла. О Хуаните Караччоло сегодня не помнит практически никто, но, тем не менее, это – одно из самых ярких певиц того времени, к сожалению, не успевшая из-за своей ранней смерти войти в ряды Великих. Остались лишь записи ее пения, полного выразительных нюансов и волшебных пиано, тонкого вкуса и чувства музыки, с великолепной кантиленой, прекрасным дыханием и яркими, резонирующими верхними нотами, прекрасно слышными даже при далеко не совершенном качестве звука.
Juanita Caracciolo sings 'Ah, il suo nome... Flammen perdonami' from 'Lodoletta'
Aureliano Pertile & Juanita Caracciolo - Duetti da 'Mefistofele e Madama Butterfly'
Певица родилась в Равенне в 1888 году, училась пению в Миланской консерватории и дебютировала в театре «Политеама» в Генуе в партии Недды в «Паяцах» Леонкавалло. В 1911 году Караччоло вышла замуж на известного дирижера Джакомо Армани, помощника Артуро Тосканини, и вплоть до 1920 года пела в основном в провинциальных театрах. И лишь в 1920 году Караччоло впервые выступила на сцене одного из по-настоящему важных театров Италии, «Костанци» в Риме, в партии Манон Леско в одноименной опере Джакомо Пуччини. Успех был феноменален: за Манон на сцене легендарного театра последовали Чио-Чио-Сан и Маргарита в «Мефистофеле» Арриго Бойто. В этом же году Хуанита была приглашена в Королевский театр Мадрида, «Колон» в Буэнос-Айрес и «Комунале» в Болонье. Однако слава еще не наступила. В 1922 году по приглашению Тосканини Караччоло попала в театр «Ла Скала», где вместе с великим тенором Аурелиано Пертиле пела на премьере новой постановки «Манон Леско». В «Ла Скала» певица тоже произвела сенсацию, из-за чего Тосканини поспешил пригласить ее петь в следующем сезоне Маргариту в «Мефистофеле» вместе с Пертиле и Федором Шаляпиным в заглавной партии.
Но Караччоло оставалась на вершине своей славы недолго. В 1924 году, за год до смерти Джакомо Пуччини, чьи оперы она пела особенно великолепно и любила больше всего, Хуанита трагически скоропостижно умерла от родов в возрасте 36 лет, будучи в расцвете сил и таланта… Ее забыли и впредь вспоминали немногие. Тем не менее, прослушивая записи ее голоса, понимаешь, что такое настоящее Пение, которого уже, к сожалению, сегодня давно нет…
Мария Дзамбони
Сопрано Мария Дзамбони – одна из тех певиц, что «создают» историю оперы и навсегда остаются в памяти любителей бессмертной музыки. Именно она пела партию Лю на легендарной "прерванной" премьере "Турандот" Джакомо Пуччини. Ее красивый, трепетно-нежный, полный тонкой и изящной ранимости голос обожала вся Италия, и даже сегодня от ее звенящего хрусталем финального ля-диеза в арии Лю, несмотря на шорох старой пластинки, захватывает дух. Дзамбони родилась в 1895 году в итальянской коммуне Пескьера-дель-Гарда и училась музыке в Пармской консерватории имени Арриго Бойто. Её имя впервые появляется в афишах итальянских провинциальных театров в конце 1910-х годов.
Но уже в начале 1920-х годов Дзамбони заметили и стали приглашать петь на престижнейшие сцены Италии – она стала одной из самых известных певиц того времени. В 1924 году Дзамбони попала в "Ла Скала", где дебютировала под управлением Артуро Тосканини и стала любимицей публики вплоть до 1931 года. Самыми высокими достижениями Дзамбони на сцене "Ла Скала" стали партии Лю в "Турандот" и Мими в "Богеме". С огромным успехом Дзамбони пела также в Римской опере, театре "Реджо" в Турине, "Сан Карло" в Неаполе, "Ла Фениче" в Венеции. Певица ушла со сцены в 1936 году и посвятила остаток жизни преподаванию пения. Умерла она в Вероне в 1976 году.
Будучи певицей высокого класса исполнительского мастерства, Мария Дзамбони обладала великолепной певческой культурой, тонкой музыкальностью, прекрасной техникой и ярким, неповторимым темпераментом. Ее исполнение партии Манон Леско в одноименной опере Пуччини (существует полная запись оперы с участием певицы) по сей день считается эталонным, и именно от него отталкивалась Личия Альбанезе, когда записывала эту оперу в начале 1950-х годов. Так, в арии "In quelle trine morbide" Дзамбони демонстрирует исключительное владение высоким регистром и оба сложных си-бемоля поет удивительно округлым, опертым и продуваемым звуком.
Записи двух арий Лю – жемчужины мирового оперного исполнительского искусства, отличающиеся абсолютным вокально-драматическим совершенством. Интерпретация Дзамбони по силе эмоционального воздействия на слушателя превосходит, пожалуй, интерпретации большинства певиц, кто брался впоследствии за эту партию.
Maria Zamboni, Liu's aria (Signore, ascolta) Turandot 1926
Удивительна также запись арии Адрианы Лекуврер: это пример идеально ровного и мягкого легато, совершенного владения пиано и крещендо по всему голосовому диапазону и прекрасно поддержанного, удивительно крепкого для лирического сопрано пения в низкой тесситуре.
Maria Zamboni - Io son l'umile
Мы предлагаем вам ознакомиться с этими и еще несколькими шедеврами в исполнении выдающейся Дивы, недооцененной и уже, к сожалению, забытой.
Джильда Далла Рицца
Великий Джакомо Пуччини в том, что касалось голосов-сопрано, был весьма «любвеобильным» человеком. У него вызывали восхищение такие певицы, как Роза Понсель, Чезира Феррани, Саломея Крушельницкая, Мария Ерица, Маргарет Шеридан и многие другие… Однако особое место среди вокальных пассий гениального композитора занимает Джильда Далла Рицца. Именно для этого малоизвестного сегодня сопрано маэстро написал две важные женские партии в своих операх – Магду в «Ласточке» и Лю в «Турандот». Именно о Далла Рицце, увидев однажды певицу в роли Минни в опере «Девушка с Запада», Пуччини воскликнул: «Наконец-то я вижу МОЮ Минни!» Это уже говорит о том, что перед нами – певица незаурядная.
Gilda Dalla Rizza, " In quelle trine morbide" - Manon Lescaut - Puccini
Джильда (полное имя – Эрменеджильда) Далла Рицца родилась в Вероне в 1892 году, училась вокалу у некого педагога по фамилии Риччи и дебютировала в 1912 году в одном из второстепенных театров Болоньи в партии Шарлотты в «Вертере» Массне, будучи еще скромной и никому не известной певицей. Примерно в то время она уехала в Рим и попала в руки знаменитой певицы Эммы Карелли, которая много пела с Энрико Карузо, а в то время также была директором театра «Костанци», одной из престижнейших сцен Италии. После занятий с Карелли Далла Риццу заметил великий Артуро Тосканини, который тут же пригласил ее петь в «Ла Скала» Виолетту Валери в «Травиате» с Аурелиано Пертиле и Луиджи Монтесанто. Успех был феноменален: критики того времени писали, что в ее голосе доминировало чувство, оркестр удивительным образом этот голос поддерживал, как бы окружая его воздушным звуковым ореолом. В «Ла Скала» певица оставалась много лет, с огромным триумфом выступая в таких операх, как «Мадам Баттерфляй», «Манон Леско», «Девушка с Запада» и «Тоска» Пуччини, «Андре Шенье» и «Сибирь» Умберто Джордано и даже «Князь Игорь» Бородина в итальянском переводе.
La Traviata - "Addio del passato" - Gilda Dalla Rizza
Кроме «Ла Скала», Далла Рицца выступала во всех других крупнейших театрах Италии, а также в «Ковент-Гардене» в Лондоне и театре «Казино» в Монте-Карло. Певица ушла со сцены в 1942 году, после чего занялась преподаванием вокала и, что особенно интересно, оперной режиссурой. Умерла дива в 1975 году в Милане.
"Vissi d' arte" -Tosca - Gilda Dalla Rizza
В голосе Даллы Риццы было много металла и специфического быстрого вибрато, он не был абсолютно совершенен технически и, по выражению известного тенора Джакомо Лаури-Вольпи, имел «гортанные и носовые призвуки». Тем не менее, певица обладала очень крепкими и яркими верхами и пела выразительно, очень тонко передавая чувства и эмоции своих героинь. Мы предлагаем вам ознакомиться с некоторыми записями любимого сопрано Пуччини.