Охота на единорога
Серия из семи старинных шпалер "Охота на единорога", созданная в период с 1495 по 1505 годы, представляет собой сцены поиска, преследования и убийства мифического животного необыкновенной белизны и красоты знатными господами в богатых одеждах. Последняя и самая знаменитая шпалера изображает единорога пленённого — раненого, но живого, прикованного цепью и окружённого забором в цветочном саду. История создания Шпалеры "Охота на единорога" сотканы из окрашенной шерсти и шёлка с добавлением серебряных и позолоченных нитей. Полотна выполнены в технике мильфлёр: учёные насчитали 101 вид представленных на них растений, из которых было распознано 85 видов. Об обстоятельствах создания шпалер известно мало. Некоторые исследователи считают, что они были заказаны Анной Бретонской к её свадьбе с французским королём Людовиком XII. Другие учёные опровергают эту точку зрения. На каждом из гобеленов можно обнаружить буквы А и Е, которые, возможно, могли быть первой и последней буквами имени ANNE. Однако точно о значении этих инициалов не может рассказать никто.
Смысл шпалер также представляет собой тайну. В средние века единорог был символом Христа, бессмертия, мудрости, любви, свадьбы... очень многих важных понятий для людей того времени. Название Существуют разные версии названий шпалер и порядка их расположения. Авторы книги "The Flora of the unicorn tapestries" предлагают такую версию: 1. Начало охоты / The Start of the Hunt
2. Единорог у фонтана / The Unicorn at the Fountain
3. Нападение на единорога / The Unicorn Attacked
4. Единорог защищается / The Unicorn Defending Himself
5. Единорог пленён девой (2 фрагмента) / The Unicorn is captured by the Virgin
6. Единорог убит и привезён в замок / The Unicorn Killed and Brought to the Castle
7. Единорог в плену и уже не мёртв / The Unicorn in Captivity and No Longer Dead
Загадка воскрешения и пленения Различия в технике создания и в размере шпалер говорят о том, что первая работа ("Начало охоты") и последняя ("Единорог в плену и уже не мёртв") были сотканы отдельно от остальных шпалер и не составляют часть серии. Об этом говорит и загадочность истории, рассказанной на полотнах. Как понять то, что единорог сначала был убит, а затем содержался в плену в замке? Почему на его теле кровоточащие раны, оставшиеся даже после воскрешения? Неужели непорочная дева обманом заманила единорога к охотникам, тем самым обрекая его на смерть? Как такое возможно, если на протяжении веков единорог и дева изображались в литературе и живописи как два неразлучных существах, светлых и чистых, связанных общими смыслами навечно? Или просто порядок расположения шпалер должен быть иным? Как произошло воскрешение? Благодаря деве или благодаря волшебной сущности диковинного зверя? Ответы на эти вопросы хранит благородный единорог, хотя современные исследователи до сих пор спорят о смысловом наполнении этой серии шпалер. Интерпретации Оригинальные языческие мифы об охоте на единорога связаны с рассказом о волшебном, неуловимом звере с человеческим разумом, необыкновенным окрасом и витиеватым рогом, приручить которого может только непорочная дева.
Христианство восприняло языческий образ единорога, интерпретировав его сущность в рамках своей доктрины. В христианских работах рассказ о смерти и воскрешении единорога воспринимали как историю о страстях Христовых. Доверительные отношения единорога с непорочной девой напомнили им отношения Христа с девой Марией. "Как единорог укротил свою ярость и стал уязвим при встрече с дамой, так и Христос отдал свою божественную природу и стал человеком через Деву Марию". Некоторые исследователи отмечают, что раны на теле животного говорят о ранах Христа. Ограда и стена на шпалерах видится им традиционным символом девственности и непорочного зачатия. "Hortus conclusus, или Запертый сад — сестра моя, невеста, заключённый колодезь, запечатанный источник".
Средневековые легенды трактовали эту историю куртуазным образом, создавая предания и легенды об очарованных и обманутых возлюбленных. Потому некоторые учёные считают, что пленённый единорог - это прирученный возлюбленный, добровольно обрекающий себя на заключение в узах брака. Ведь цепь так символична, а ограда низка и ненадёжна. Единорог, обладающий силой и хитростью, мог бы легко убежать, однако он остаётся. Выходит, его заключение является счастливым? Спелые плоды гранатового дерева, дикие орхидеи, горлец, чертополох — средневековые символы брака и плодородия — подтверждают эту идею. Природа единорога "Единорог яростен, но добр... самоотвержен, но нелюдим... и всегда загадочно прекрасен. Его можно изловить только обманом, а его рог способен нейтрализовать яд". "Быстрота и проворство его невероятны. Вы видите, как он нападает на какого-нибудь из своих исконных врагов и страшным рогом своим разносит их на куски. Рог сей к тому же и упруг — окружат единорога охотники у края пропасти, вмиг мощным прыжком вознесется над скалами и вот уж летит в пропасть, выставив рог. Согнется рог и тут же распрямится. Зверь сей мудр, а потому любит одиночество и тишину. Укротить его нельзя, и пищу из чьих бы то ни было рук не приемлет". Кроме того, единорогу приписывали способность распознавать фальшь и зло. Обладать единорогом, столь редким и ценным созданием, желали многие: сильные мира сего, жаждущие диковинок; пресыщенные дамы, страдающие в одиночестве; пустые девы, которых единорог привлёк своим необычным внешним видом; стареющие нимфоманки, видящие в роге единорога воплощение своих сексуальных фантазий... Но покорить и приручить единорога может лишь непорочная дева со светлым ликом. По моему единственному желанию, a mon seul désir.
Источники: 1) The Metropolitan Museum of Art 2) Л. Ольгин "Встреча единорогов" 3) Capturing the Unicorn - The New Yorker 4) Питер Бигль "Последний единорог"