top of page

«Спящая Красавица», Одесский Национальный Академический театр Оперы и Балета, 5 декабря


Волею судеб ваш покорный слуга первый день в Одессе — и тут же «Спящая Красавица». После событий 10-летней давности, а именно похода на «Баядерку» в то же, так скажем, место, запретил себе ждать чего-то приличного в таком сложном балете от такой труппы. Радовало то, что длительность спектакля 2 часа 40 минут, значит, купюры предполагались минимальные. Настроился на худшее, в последний миг купил замечательное место у добрейшей еврейской бабушки на кассе, здоровья ей. Сцена как на ладони, и, что удивительно, феи в лучших традициях Петипа: в том смысле, что одна кривая, но попрыгунчик, вторая красивая, но на пальцах стоит, как бог пошлет. Всем были подобраны вариации в соответствии с природными данными. И это правильно. А еще все время казалось, как будто их кордебалетный репетитор заранее настраивал и успокаивал: «не можете танцевать точно, заканчивайте в чистые позы и опускайте плечи». Завет, пусть и никогда не сказанный, звучал со сцены: танцевали нормально, но заканчивали выворотно. Ни у одной из фей нет арабесков с двух ног на 90, в кордебалетных четверках одна из девушек упорно не хотела прыгать даже антрашатруа, заменяя на леве или шанжман... и хоть ты тресни. Я уверен, на то были объективные причины. Впрочем, у каждой из фей без исключений были моменты, за которые можно было уцепиться и посмаковать: будь-то россыпи курю и сьюви, совершенные па-де-пуссон, музыкальные шанжманы на пальцах и другие примочки.

Фея Сирени на меня произвела самое приятное впечатление из-за прекрасной формы (правда, без особых подъемов), нежнейших рук и попытки сделать квадратные пордебра. Хотя ноги открывала на 125, двойные андеданы в позы крутила идеально. Единственным непростительным моментом были закидоны ног на экарте и в итальянском фуэте с послаблением стопы. Никому не нужна кочерга у уха, пусть бы на 125 свои, но с натяжением.

Дальше я решил осмотреть купол и ярусы, поэтому спустился в партер к оркестровой яме. Не знамо как со мной разговорилась пожилая дама. Оказалась заядлым балетоманом, а поэтому была носительницей интереснейших околобалетных сплетен во вселенной города Одессы. На мой, видимо, скептический по тону вопрос «чего же ждать от Авроры» (еще не вышла), осмотрела меня с ног и головы и выдала: «Ну зато она солнышко на сцене». Авророй оказалась вполне себе сносная, светло-розовая и счастливая слива с большими, pardonnez-moi, ляжками и маленьким (что плюс), квадратным торсом. Танцевала хорошо да хорошо, но потом стала делать такую трогательную нюансировку головой, что я подтаял и почти полюбил. Вообще вся труппа производит впечатление растанцованной. Девочки танцуют, как идет: словила ось, значит, стоим дальше и не боимся упасть. Это замечательно. Аврора так же один раз спасла себя, когда встала на арабеск, а корпус оставила сзади, но перенесла вес на ось (оставаясь на пальце), и никто ничего не заметил. Это длилось доли секунды, естественно, я рассказываю в 10 раз дольше. А это же мастерство. Приятно было увидеть такой момент. Единственная явная погрешность: зацепилась за линолеум на шассе, но все ж таки сделала. На кабриолях с пассе очень спешила, но дирижер увлекся, и оркестр погнал. Никто бы не успел! В лес вышел мечтать, то есть заблудился, призовник армии освобождения от неизвестного врага: нескладный, куринноногий, утюгостопый короткостриж, который сократил свой выход до полуминуты, сделав 2 каких-то прыжка в раздрай (правая нога говорит – «наверно туда», а левая сказала – «может не надо») и закончив, видимо, эффектным жете ан турнан ан манеж по кругу с миниатюрным радиусом. И вспоминаются слова знаменитого педагога: «Мужчины в пол не кончают». «Не в Одессе», — подумал я. Фея Сирени снова обрадовала меня кантиленой, а Аврора подустала, начала проседать на бедрах (оттого они и растут!) и, что абсолютно недопустимо, когда уже совсем силенки на исходе, девелопе на адажио заменяла батманом. Куда это годится? Дезиренко так паниковал (дама в антракте мне сообщила, что настоящий их Дезире заболел, а это замена, которая боится принцесс), что ни разу не поставил несчастную Аврору на ось (она на него смотрела и думала «лучше бы еще 100 лет спала»), а поддержки были совсем жалки, с двумя подходами. Выдюжит аль нет? Кошмар!

Я очень ждал Синюю Птицу с Флориной, потому что люблю эти блинчики, бризе, антраша, а также закидывания в атитюды в кольцо. Но не тут-то было. Эту часть как раз купировали. Они, правда, вышли в апофеозе, а вот Фея Бриллиантов прыгала жете-арабеск-релеве-атитюд таким образом, что ее верхняя часть тела дребезжала как холодец на вилке. Это я придираюсь, а вообще она на вид как мисс Вселенная. Нужно сказать, что подозрительно много откровенных красавиц в труппе и так же мало явных некомильфо, что, разумеется, не оставило равнодушным. Костюмы после киевской "Спящей красавицы", стилизованной под «Барби и ее дом», а также одесской Никии (по которой, не к ночи будет сказано, плачет pole dance) в бирюзовом крепдешине, выглядят очень и очень неплохо – все приглушенное и во всех тонах осени à la «Grand Opéra» для бедных. Кроме пачек цвета «салатовый акрил» для кордебалета в лесу. Это нужно собрать и торжественно спалить. Такой диссонанс. In conclusion, это было вполне себе.

Дизайн и создание сайта - Татьяна Сварицевич

© Копирование редакционных материалов сайта запрещено по закону об авторском праве.

При цитировании ссылка на журнал «Voci dell'Opera» и указание автора материала обязательны.

bottom of page