top of page

Осуждение Изольды


Жермэн Любэн - французская оперная певица (драматическое сопрано). Она училась в Парижской консерватории у Фелии Литвин, затем у Лили Леман и Мари Гутайл-Шодер.

Жермэн была известна, прежде всего, как прекрасная исполнительница опер Вагнера. По её собственному признанию, она была сильной и требовательной личностью, часто надменной и осторожной с другими людьми. "Я не люблю исполнять партии жертв", - сказала она как-то в интервью.

Адольф Гитлер назвал француженку Жермэн "лучшей Изольдой" после её выступления на фестивале в Байройте. Вероятно, именно это замечание привело к беде...

"Dich, teure Halle", Wagner: Tannhäuser (Odéon ,1929)

После немецкой оккупации Парижа в 1940 году Жак Руше решил открыть театр Гранд-Опера вновь, для чего он пригласил Любэн петь партию Алчесты. За этим последовали её выступления в операх "Фиделио" и "Кавалер Розы", а в 1941 году Жермэн вновь пела Изольду под управлением Герберта фон Караяна.

Жермэн Любэн и Герберт фон Караян,17 мая 1941 года, у дверей Гранд-Опера.

Жермэн продолжала общаться с немецкими знакомыми и дальше, и в 1942 году выступила на концерте по случаю выставки Арно Брекера, скульптора, который был тесно связан с нацистским руководством. (Позже она сказала, что согласилась на это выступление в рамках сделки по освобождению Мориса Франка, еврея, который был педагогом в Гранд-Опера).

Все эти мероприятия вызвали множество толков, Жермэн начали подозревать в сотрудничестве с нацистами, а после освобождения Парижа в 1944 году она была арестована и заключена в тюрьму. На процессе в 1946 году она была оправдана после ряда отзывов, доказывающих, что она помогала французской стороне. Тем не менее, она была приговорена к "национальной деградации" пожизненно (впоследствии срок сокращен до пяти лет), конфискации имущества, и "interdiction de séjour" (форма изгнания). Она нашла убежище у друзей в Италии.

Жермэн Любэн в зале суда, 1946 год

Со своей стороны, Любэн отрицала все связи с нацистской Германией. Она однажды сказала:

"Я страдала от ужасной несправедливости по отношению ко мне. Они прервали мою карьеру на 10 лет - мой собственный народ! Всё дело в том, что я знала несколько немцев, которые были в Париже во время оккупации. Они предоставили моим врагам шанс удовлетворить их зависть. Если я и встречалась с немцами в Париже, а они были более, чем добры ко мне, я делала это ради спасения своих соотечественников. Это был мой способ служения стране в тот конкретный период времени. Никто не знает, как много заключенных я помогла освободить... Когда я была 3 года в тюрьме, они конфисковали мой замок в Туре и мою собственность. Кто-нибудь когда-нибудь разве удосужился спросить меня, почему я не принимала приглашения господина Винифреда Вагнера петь в Германии во время оккупации? В итоге меня оправдали, все обвинения с меня были сняты, и мне вернули большую часть того, что отняли..."

В 1950 году Жермэн вернулась в Париж, желая возобновить карьеру. К ней отнеслись с сочувствием, и Любэн даже удалось спеть несколько концертов. Но всё равно был трудный период для певицы. В 1953 году её сын покончил с собой, и она навсегда отказалась от выступлений. Жермэн стала преподавателем вокала, среди её известных учеников Регина Креспин. Жермэн умерла в Париже в 1979 году в возрасте 89 лет.

"Einsam in trüben tagen", Wagner: Lohengrin (Odéon,1929)

bottom of page