Наталия Годунко: "Шехерезада - девушка XXI века"
Наш разговор о гимнастике, балете и искусстве с украинской спортсменкой, двукратной чемпионкой мира по художественной гимнастике, чемпионкой Европы, дважды участницей Олимпийский игр Наталией Годунко.
Известно, что подготовка художественных гимнасток не обходится без класса хореографии. Чем отличается классический станок от станка для гимнасток? Требуют ли от вас выворотности, «птичек», красивых пордебра?
Хореография обязательна в нашем виде спорта. Когда я тренировалась, у нас был класс в 8 утра (на который я часто опаздывала или вообще прогуливала), так как очень не любила его. Хотя я обожала станок и прыжки, середину отработать было для меня крайне сложно, то же касается и адажио. Повороты, которые требуют устойчивости и медленного выполнения на мышцах, тоже было очень сложно делать.
Наша хореография очень отличается от балетной, урок практически сделан под гимнасток: в станок добавляют элементы наших упражнений, на середине много прыжков и поворотов для наших программ, что совершенно отличается от балетных прыжков. Если бы балетные видели наш класс, то очень бы смеялись.
От нас требуют позиции, но, к сожалению, 1% может их соблюдать. У большинства гимнасток нет такой природной выворотности, и я не исключение. Птички у нас нет априори, нам главное натянуть стопу и постараться все делать с подачей пятки, а не завёрнутой стопы (что часто бывает). На пордбера нас учили рукам и повороту головы, как в танце.
Ваш тренер, Ирина Ивановна Дерюгина, сама училась в балетном училище, и, кажется, это наложило отпечаток на отбор спортсменок в украинскую школу, которая уже давно славится чистыми линиями, стопами с подъемами и программами на классическую музыку. Всё это называют «дерюгинским стилем», и Вы от него изначально были далеки, сложно ли было нарабатывать данные? Чего Вам не хватало?
Могу с уверенностью сказать, что я первая гимнастка в истории украинской сборной, которая завоевала немало медалей в копилку для своей страны, с абсолютно не соответсвующими внешними данными: у меня не было роста, длинных ног от ушей, как у всех гимнасток того времени, а еще с классической музыкой у меня были полные разногласия.
Но я реализовалась благодаря риску и вере в меня Ирины Ивановны Дерюгиной, она создала мне стиль, совершенно другой и личный, и его принял весь мир. Для сборной это был новый проект, который себя оправдал. Меня перекрасили в рыжий цвет (при этом не спросив даже мою маму). Мне тогда было 16 лет. Все мои программы были построены на скорости и динамике с рисками. Первое моё упражнение с мячом (под музыку из фильма «Пятый элемент») и упражнение с лентой "Полет шмеля" вошли в историю.
Я очень много работала для того, чтобы подниматься выше и бороться с мировой гимнастической элитой. Я похудела на 10 кг, мои ноги удлинились. Благодаря работе над собой мои подъемы стали заметны. А всё остальное мне было не нужно, у меня был свой стиль благодаря И.И. Дерюгиной.
Ирина Александровна Винер ставит своим подопечным в пример Майю Плисецкую, Николая Цискаридзе и особенно Светлану Захарову, а еще водит своих воспитанниц на балет. Прививали ли вам в школе любовь к искусству танца? Нужно ли это гимнасткам?
Я восхищаюсь любовью Винер к балету. Девочки из России рассказывали, как к ним в зал приходили Майя Плисецкая, Николай Цискаридзе, и они имели возможность общаться с такими людьми. Это такое счастье, которое невозможно передать. Когда в Киев приехала Светлана Захарова с Полуниными (они танцевали «Жизель»), билеты были проданы еще за несколько месяцев до премьеры. Я как сейчас помню: когда на сцену выбежала Жизель-Захарова, я просто начала плакать. Эти ощущения сложно передать, ты видишь вживую шедевр... Её игра, передача эмоций были великолепны.
К большому сожалению, за все 13 лет в сборной, я не помню, чтобы нас водили на какой-нибудь спекакль в театр. Приводили примеры, что нужно прыгать как Барышников, говорили «посмотрите, как крутят гранд-пируэты мужчины» (это всё, что я умела) и всё. Гимнасткам классический балет нужен как воздух, так как очень много классической музыки используется в гимнастике. А спортсменки понятия не имеют, что это за музка и что она собой несёт. Например, у меня было упражнение под скакалку «Жизель». Вы думаете, я знала, что это за музыка?! Нет. Мы в спорте ничем не интересовались. Такие вещи нужно прививать с детства, если сам спортсмен не может... Я не пойму сейчас, как я могла выступать под «Жизель», не видя спектакля?! Это просто трагедия.
У нас в спорте не хватает души на площадке, практически отсуствуют эмоции. Улыбка – это не передача ощущения счастья, к примеру. За всю историю гимнастики в Украине была единственная спортсменка, которой передача эмоционального плана была дарована природой. Это Алина Максименко. Все остальные лучше или хуже, но очень далеки от того актерского мастерства, которое есть в балете. А ведь у нас тоже есть зрители, которые хотят за 90 секунд увидеть маленький спектакль. Конечно, нам, быть может, сложнее, так как у нас еще предметы в руках, которые нужно бросать и ловить, а под ними выполнять различные риски, но все же этому можно учиться.
Сейчас, к сожалению, наблюдая за нынешним поколением гимнасток, я очень разочарована тем, что девочки ходят на футбол (я это считаю фастфудом), носят футболки с надписями футбольных звезд. Это всё можно видеть в инстаграме. Меня это опечаливает тем, что футбол не способен привить девочкам чувства женской красоты, изящества, утонченности, не говоря уже об умении рассказывать историю в танце. А как же музыка? Разве можно футбол сравнить с музыкой живого оркестра? Классическая музыка - это то, что раскрывает глубокие чувства чистоты и света в человеке. А что дает гимнастке просмотр футбольного матча?
Как Вы осознали в себе любовь к балету?
Любви к балету, вернее её осозания, у меня не было. У меня есть друг Евгений. Мы с ним подружились в интернете. Он был фанатом Бессоновой (стиль Анны, конечно, балетный), а меня считал, мягко говоря, «что ты забыла в гимнастике». Но это не помешало нам сдружиться. Этот парень и привил мне любовь к балету. Он очень многое мне рассказал, показал, мы многое обсуждали; многое я забывала, потому что у меня не мозг-компьютер способный поглощать и запоминать инфрмацию с такой скоростью, как у Жени. Постепенно я стала узнавать про балет, балерин, спектакли, музыку, балетную историю - то, что вообще должна была знать, но, увы, не знала. По сей день я узнаю много нового о балете и открываю для себя новые спектакли благодаря моему другу.
Кто Ваши любимые балерины и танцовщики?
Я восхищаюсь многими балеринами и танцовщиками. Недавно смотрела впервые «Раймонду» в Киевском оперном театре и была в восторге от исполнения Раймонды Анастасией Шевченко. Такое на сцене Киева я видела впервые. У этой балерины данные от Бога (не все, конечно): у нее длинные руки, шея, ноги, а это уже очень много, прекрасная птичка, но без особенного подъема. Но главное – это то, что она станцевала так, что я оказалась на сцене внутри сказки. Настя так передавала свои эмоции, что у неё дышало всё тело, и я увидела её летающую душу. Каждое её движение было живое (даже реснички на глазах играли свою роль). Она была идеальна, изящна и сильна, не сорвала пируэтов, отстояла все арабески. Такой эмоциальной передачи я не видела ещё в жизни, но печальным был её принц, которого я прозвала "Шреком" и рыбой, которую выловили из реки и бросили на землю, а она, бедная, ловила воздух своими губами, чтобы выжить. Не понимаю, как можно ставить такого танцовщица с такой балериной в этом спектакле.
Какой из просмотренных недавно балетов поразил Вас больше всего и почему?
В последнее время из просмотренных балетов мне больше всего понравился балет Кристофера Уилдона "Приключения Алисы в стране чудес". Музыка, сценография, обилие танцев и сама Алиса - всё идеальное! Это лучший балет, который я видела в последнее время. Не представляю, как это всё мог поставить один человек! Музыка Джоби Тэлбота - это что-то новое в нашу эпоху, она сказочная и влилась на 100% в балетную постановку. После просмотра Алисы появилась цель осуществить свою мечту - слетать в Лондон не только погулять, но и обязательно посмотреть спектакль.
Балет "Зимняя сказка" - очень драматичная история, вдохновляющая на собственные размышления.
"Русалочка" Джона Ноймайера - глубинный балет, который говорит о том, что смерть - это всего лишь начало нового пути... Очень сильная постановка. В то же время сам балет заставляет , зрителя вывернуться на изнанку. Музыка соответствует исполнению, но ярко передаёт боль, смятение, что заставляет ощущать как пустоту, так и наполнение.
На что Вы прежде всего обращаете внимание у балерин и на что у гимнасток? Без чего не может быть хорошей балерины/гимнастки?
Гимнастки. В первую очередь, это её выход на площадку, внешний вид, купальник и прическа, предмет, образ, то, в какой форме её тело и какой у неё подъем. После начала выступления я слежу за качеством исполнения программы, куда входит всё: амплитуда, элементы равновесия, прыжки, повороты, гибкость и, конечно, владение предметом и грамотность исполнения. Наверное, гимнастка может обойтись без многих качеств: например, если нет выразительности, она может брать рисками, сложными бросками или мелкой работой с предметом, что заметно зрителям. Ирина Чащина не обладала никакой выразительностью (её даже прозвали «Царевна Несмеяна»), но она была утонченной внешне (кошкой с невероятным мышечным телом) и обладала сложными программами и стабильностью исполнения всех своих упражнений как телом, так и предметом. Вот в таком случае одно заменяет другое. Таких примеров много. Но в гимнастке должна быть харизма, если её нет, то не успев взлелеть, она утонет.
Балерины. Мне кажется, настоящая прима не может быть без природных данных: фигуры, тонкой кости, длинных рычагов, шеи, рук и пальцев на руках, подъёма и выворотности. Всё остальное, я думаю, можно нарабатать: растянуть спину и грудной отдел, стать актрисой на сцене, улучшить подъём. В целом, отбор в хореографическое училище намного строже, чем в гимнастическую школу. Если у тебя нет шеи от природы, то как бы ты над этим не работал, она не удлинится более 1 см. В гимнастике это не столь важно. У нас можно стать лучшей без длинных ног, шеи и прочего. Для гимнастики берут девочек со средними данными и смотрят на них, как на рабочий материал. В балете такое не пройдет. Конечно, я говорю о создании и воспитании примы, а не артистки кордебалета.
Как и у гимнасток, у балерин я обращаю внимание, прежде всего, на внешний вид, а только затем оцениваю актерскую игру на сцене, что очень важно для меня. Гимнасткам намного проще скрыть недостатки: подобрать правильную композицию под упражнение, сшить купальник, скрывающий недостатки фигуры, даже с прической можно экспериментировать. В балете это просто невозможно.
Вы побывали во многих театрах мира, какой Вам нравится больше всего?
На самом деле, я пока мало где была. Мне нравится наш украинский Киевский театр. В Сан-Франциско совсем не понравился театр оперы и балета: очень большой и холодный. В оперном театре должна быть таинственность, ощущение духов внутри него, как в замке или костеле. Мне нравится чувствовать ушедшую эпоху в театре, быть как на балу у Гэтсби. Я даже иногда думаю, что я в другом времени, когда нахожусь в стенах театра.
Есть ли у Вас любимые балетные элементы, скажем, вращения или прыжки?
Да, очень люблю прыжки с заносками (антраша и бризе), а также большие кабриоли у мужчин. Они просто сводят с ума. Люблю сложные прыжковые трюки. Что касается балерин, то, по гимнастическим меркам, они зачастую не умеют прыгать вообще. Люблю, когда балерины прыгают гранд па-де-ша, открывая переднюю ногу чуть выше задней и, самое главное, сохраняя красивую осанку, полет в руках, легкость исполнения. Это нереально красиво, потому что показать свободу в верхнем плечевом поясе на таких прыжках невероятно сложно. Еще мне очень нравятся кордебалетные сцены в «Жизели».
Сейчас в гимнастике мне нравятся туры в арабеск Виктории Мазур.
Как-то Вы говорили, что Вам нравятся "Жизель" и "Шехерезада". Жизель предают, а Шехерезада предаёт. Почему такие разные персонажи?
Жизель у меня ассоциируется с настоящей женщиной прошлых столетий, которая любит, терпит, прощает, ждёт, отдаёт, не требуя ничего взамен. И вот ей надоело страдать, и она становится Шехерезадой – девушкой XXI века – красивой, веселой, сексуальной, соблазнительной, хитрой и алчной, использующей мужчин на порядок старше себя ради своей выгоды. Она играет с ними и наслаждается любовью с другим молодым красавцем для собственного удовольствия. Но вот концовка у всех разная. Это реальность большинства сегодняшних отношений между женщинами и мужчинами.
Считаете ли Вы сюжет «Лебединого озера» актуальным? Можно ли простить предательство?
Предательство можно простить, но не забыть, нет. Этот яд впитывается в разум человека до последнего его вздоха. «Лебединое озеро» воспринимают только настоящие ценители искусства, а мы все знаем, что этот процент очень низок. Я не могу смотреть этот балет без Захаровой, но могу слушать музыку Чайковского в театре с закрытыми глазами и получать колоссальное внутреннее наслаждение.
Как думаете, почему все балеты о любви и смерти?
Больше всего в жизни человек мечтает познать любовь ко всему на планете, а особенно к человеку, и быть любимым им. И больше всего на свете человек не хочет умирать и терять эту любовь... Балет - это дух любви, предательства, смерти.
Похож ли балет на спорт?
Могу провести такую параллель: балет – это женщина, а гимнастика – это мужчина. Все знают, что мужчина и женщина – противоположности. Женщина – более чуткая и глубокая натура, мужчина проще по восприятию, жизненной позиции.
Как приучить детей любить балет?
Только своим примером: показывать, рассказывать о балете и о музыке, но в таком количестве, чтобы ребёнок хотел слушать рассказы родителей о балете (как интересную сказку перед сном).
Слушаете ли Вы оперу и/или классическую музыку?
Я безумно люблю Генделя, Римского-Корсакова, Чайковского. Ещё Вивальди и Хачатуряна. Каллас люблю. Гендель заставляет душу плакать. Когда я его слышу, у меня появляется ком в горле. Это чувство похоже на то, когда тебя бросает любимый человек и ты на грани эмоционального срыва. "Шехерезада" Римского-Корсакова - чувственная, таинственная, тонкая, сексуальная, страстная и женственная музыка. Когда её слушаю, ощущаю любовь. Слушая голос Марии Каллас, я чувствую красоту и боль.
Какие целые оперы Вы слышали? Что отталкивает Вас от просмотра оперных спектаклей?
Пока никаких. В Сан-Франциско я была на трехчасовом оперном гала-концерте с одним антрактом и не заскучала. Мне нравится, когда в опере есть актерское мастерство: если певица поёт о боли, смерти или страдании, я должно это увидеть, даже если поют на другом языке. Так было в США. Когда я рассказала о своих ощущениях, мои друзья подтвердили, что она именно об этом и пела. А отталкивает как раз отсуствие актерского мастерства, тогда я не могу слушать длинные оперы. Еще не доросла, наверное.
Почему Вы считаете, что для красоты нужно страдать?
Я это просто знаю. Только через боль и страдания можно чего-то добиться в жизни при том условии, что человек умеет анализировать себя. Примеров уйма, от самых простых до глобальных. Мама жертвовала всем, чтобы я занималась гимнастикой, особенно воспитанием. Она меня не видела практически с 11 лет. Я уходила в 7 утра и возвращалась домой в пол девятого, ела и ложилась спать. Я единственный ребенок в семье, и врачи предупреждали маму, что она не сможет больше иметь детей из-за сложной операции. А я была полностью поглощена гимнастикой, хотя сама замечала, как из ангелочка превращаюсь в чертёнка, становилась закрытой, злой... Я благодарна маме за её жертву, ведь она это делала не ради себя, а для моего счастья (а на это способны единицы). Это глобально.