Сказки и мифы в вокальных произведениях
Во все времена на создание оперных произведений композиторов вдохновляли старинные предания, мифы, легенды, сказки и трагические истории любви. Предлагаем в нашем небольшом обзоре познакомиться с некоторыми мифическими персонажами известных опер. 1. Полифем, герой оперы Генделя "Ацис, Галатея и Полифем", ужасный циклоп-великан, влюбляется в нереиду Галатею. У Гомера с Полифемом встречается Одиссей на пути в Итаку и ослепляет его обманным образом. Ария Полифема очень сложна, поскольку певцу приходится брать очень низкие звуки и демонстрировать свободное владение всем диапазоном.
2. Эвридика из оперы Глюка "Орфей и Эвридика". Её отчаяние, волнение, горестные причитания прекрасно переданы в арии «Che fiero momento». Эвридика ничего не знает о том, что боги запретили Орфею даже мимолетный взгляд на неё, прежде чем они достигнут земли. Она обращается к нему то нежно, то восторженно, то с недоумением, то с отчаянием, в итоге вынуждая Орфея взглянуть на неё и нарушить обещание.
3. Голландец из оперы Вагнера "Летучий голландец". Только раз в семь лет ему позволяется причалить к берегу в поисках женщины, которая хранила бы верность ему до смерти. Только такая женщина может избавить его от тяготеющего над ним проклятия. Не находя такой возлюбленной, он вынужден вечно скитаться на своем корабле по морям, наводя ужас на всех, даже на пиратов. Легенду о голландце рассказывает Сента за веретеном.
4. Волхова из оперы Римского-Корсакова "Садко", дочь Морского царя и царицы Водяницы. Она поет Садко колыбельную песню и прощается с ним: «А я, царевна Волхова, подруга вещая твоя, туманом легким растекусь и быстрой речкой обернусь». И действительно, в конце колыбельной песни она превращается в алый утренний туман.
5. Мелизанда из оперы Дебюсси "Пеллеас и Мелизанда", девушка с длинными золотыми волосами, найденная в тёмном лесу. Кто она? Нимфа, случайно попавшая в мир людей? Светлая ли, тёмная? Опера Дебюсси не похожа ни на одну другую: в ней найдется всего несколько мелодий, которые можно было бы напеть. Композитор хотел уловить и воссоздать магическое ощущение чувства печали, в высшей степени поэтическую, почти мистическую атмосферу метерлинковской истории о сказочной средневековой стране, которой никогда не существовало в реальности.
6. Нимфа из оперы Пёрселла "Королева фей", сюжет которой основан на произведении Шекспира "Сон в летнюю ночь", поёт о превратностях любви.
7. Гипермнестра из малоизвестной оперы Сальери "Данаиды". Данай согласился выдать 50 своих дочерей замуж за 50 сыновей Египта, однако позже, убеждённый в их вероломстве, приказывает дочерям в первую же брачную ночь убить своих мужей. Гипермнестра из любви к Линкею отказывается исполнить приказ отца, и Данай проклинает ослушницу. Ария Гипермнестры очень красива. Протяжная мелодия-мольба с элегантной вокальной линией рассказывает о душевных страданиях девушки.
Картина: Hylas and the Nymphs (1896) by John William Waterhouse