Джоаккино Россини: от Аврелиана к Розине
Наверное, всем любителям оперы знакома каватина Розины "Una voce poco fa" из оперы "Севильский цирюльник". Но не все знают, что изначально легкая игривая мелодия второй ее части "Io sono docile" появляется в опере "Аврелиан в Пальмире", созданной тремя годами ранее. Там же, к слову, впервые звучит и музыка другого номера, ставшего знаменитым в "Цирюльнике", - каватины графа (в "Аврелиане" это хор жрецов). В указанной опере характер изящной мелодии из каватины Розины несколько иной (хотя легко узнаваем) и поет арию не женщина (персонаж), а мужчина - полководец Арзаче. Эту партию композитор создавал в расчете на уникальные способности выдающегося певца-кастрата Джованни Баттисты Веллути.
Джованни Баттиста Веллути в сценическом костюме.
В другой раз, спустя два года после "Аврелиана", эту мелодю Россини переносит, чуть изменяя, в оперу "Елизавета, королева Англии". Теперь она становится каватиной главной героини, которую на премьере исполняла выдающаяся примадонна своего времени Изабелла Кольбран. Для нее Маэстро создал почти все ведущие женские партии в своих операх seria; впоследствии, Изабелла стала супругой композитора.
Портрет Елизаветы I.
И, наконец, спустя еще год, каватина обретает законченные формы и становится тем, чем и прославилась в истории музыки - каватиной Розины. На премьере ее пела выдающееся контральто своего времени Джельтруда Ригетти-Джорджи (она же участвовала в первой постановке Золушки); покинув сцену Джорджи написала мемуары, содержащие много ценной информации о жизни Россини.
Портрет Аделины Патти в роли Розины.