Против света
Каждое движение японца Оно Кадзуо овеяно ореoлом тайны. Его традиционно считают гуру и духовным вдохновителем танца буто. Критики писали, что даже его появление - это «художественное событие». Не приняв никаких западных стилей, движений, балетных пируэтов и прыжков, "мира небожителей", Оно создал свои потусторонние танцы тьмы. Дикие взгляды, белый грим, намеренно кривые ноги и приседания-слияния с полом, землей, природой. Красота движений бессмысленна.
Вторая мировая война и ее ужасы, а также последующий плен послужили для Оно стимулом для создания самых больших шедевров жанра буто. Первым из них стал «Танец медузы» 1949 года, воспоминания и медитация по душам тех, кто был погребен в море, – реальное событие, произошедшее на военном корабле с пленными из Японии. Впрочем, как замечал сам Оно, «неважно, если кто-то не понимает, что я делаю, быть может, это даже лучше, что кто-то не понимает, но отзывается» и «лучший ответ, который я могу получить - это когда люди, видя мое выступление, начинают плакать».
Оно Казуо стал живой легендой в Японии, а с 1980 года и за ее пределами. Еще через 20 лет он утратил способность ходить, но продолжал танцевать руками и преподавать танец. К его столетию в 2006 году Эйко Хосое, один из величайших художников Японии, создал фотоальбом-посвящение мастеру «Сон мотылька».
Оно всегда говорил, что хочет пройти путь до конца. Его путь закончился, когда ему было 103.