Юлия Пнева: "Я почему-то очень придирчива к мужчинам"
Юлия решила взять у меня интервью об опере и балете, я ответил тем же. Юлия живет искусством, поэтому разговаривать с ней об этом невероятно интересно. Часть этих дружеских бесед публикую здесь в надежде, что вам понравится. Что Вам запомнилось в самом первом балете, который Вы видели? Самый мой первый балет, по-моему, был "Спящая красавица" по телевизору в детстве... Что запомнилось? Почему-то ничего. Моим первым осознанным балетом стал балет "Легенда о любви". Наверное, это странный выбор для начинающего любителя балета... Но дело в том, что мой друг, балетный эксперт, очень любит это творение Григоровича. Он так захватывающе и чувственно рассказывал о том, что он там увидел, что и мне захотелось посмотреть. Помню, как я жалела несчастную Мехменэ-бану, которая совершала подвиг и обрекала себя на несчастие земное, сгорая от любви, которой никогда не быть. А какой Ваш самый любимый балет теперь? Это очень сложный вопрос, не могу сказать... Люблю и "Легенду", и "Лебединое озеро", и "Жизель", и "Щелкунчик", и "Спартак"... Есть ли у Вас любимый танцовщик и балерина? Самая любимая - Светлана Захарова. Потому что она божественна... Я чувствую себя счастливой, когда смотрю на неë... Когда она танцует, время останавливается, и мне страшно пропустить какое-либо её движение. Она и красива, и музыкальна, и грациозна. Идеальная. Танцовщика любимого нет... Конечно, есть те, кто мне нравится, скажем Болле, Полунин, Цискаридзе, Родькин, Холберг, но их танец не вызывает у меня таких чувств, как танец Захаровой. Возможно, я не нашла своего танцовщика пока. Я почему-то очень придирчива к мужчинам и в опере, и в балете.
Что для Вас важнее в балете: музыка или хореография? Единство музыки и хореографии... Некий их сплав. Не люблю, когда танец или музыка излишне выдаются. Какие балетные композиторы Вам нравятся больше других? Нравится музыка балетов Чайковского, Стравинского, Адана, Минкуса, балетов Григоровича, балетов "Хрома" и "Инфра". У Чайковского, на мой взгляд, музыка для балетов намного лучше, чем его оперы. Как Вы оцениваете состояние современного балета и оперы в мире и в России? В балете всë прекрасно, как и всегда. А в опере с каждым годом всë печальнее и печальнее. И не только в России, но и во всëм мире. Нравятся ли Вам балетные номера в операх? Как правило, не нравятся. Когда смотрела оперы и попадались балетные номера, всегда думала: "что за скуку тут развели?". В этих номерах участвуют не лучшие танцовщики, и хореография средняя, на мой взгляд. Исключение: Вальпургиева ночь из "Фауста", Половецкие пляски из оперы "Князь Игорь" и, может, балетные номера из "Аиды".
Вы занимаетесь оперой продолжительное время, изменились ли Ваши оперные вкусы за это время? Не могу сказать, что значительно. Некоторые артисты (Чечилия Бартоли, Луция Попп, Мадо Робен, Натали Дессей, Ольга Бородина итд) отсеялись, а все остальные по-прежнему мои любимцы. Иногда к ним добавляются новые фавориты, это бывает редко и для меня всегда радостно. Я немного даже горжусь тем, что мой слух меня не очень подводил во времена, когда я только-только познавала оперу. То ли слухом, то ли интуицией я в 85% случаев выбирала достойных исполнителей. Какие три оперные партии Вы бы мечтали спеть? Чио-чио-сан, Амина (Сомнамбула)... Над третьей думаю... Хм. Марфа. Как я сразу её не назвала? Какой Ваш любимый мужской тип голоса? Что важнее всего в женском и мужском вокале? Что касается мужчин, тип голоса не имеет значения. Пусть поëт правильно! Ничего не имею против басов, баритонов, теноров с отличной техникой. С женщинами сложнее... Самое важное в пении - слух. И у мужчин, и у женщин. Если его нет или если слух испорчен, самый красивый голос становится никому не нужным. Если же слух хороший, то рано или поздно (а особенно после занятий по его развитию и утончению), когда он начнет улавливать эталон звука, он выведет голос в нужную позицию. Скажите, а можно ли в домашних условиях проверить есть ли у человека слух? Вообще лучше всего, чтобы вас послушал человек, у которого действительно хороший слух. Попытайтесь напеть мелодию, а он оценит... В принципе, во время первого занятия будет уже понятно. Я знаю, что Вы занимаетесь вокалом с педагогом из Германии, не могли бы Вы больше рассказать об этом? Что же рассказать? Да, занимаюсь с прекрасным педагогом, который обладает идеальным слухом и очень красивым голосом... И к тому же обширными знаниями в области пения. Он занимается музыкой столько, сколько себя помнит. Всю жизнь посвятил пению и всë забыл и оставил ради искусства. Восхищаюсь им и хочу прожить такую же жизнь.
Если бы Вы могли родиться в любое оперное время, когда бы Вы родились: во времена барокко или Марии Каллас? Я бы хотела родиться в 1890 году и быть свидетелем триумфов Энрико Карузо, Розы Понсель, Амелиты Галли-Курчи, Фриды Хемпель, Луизы Тетраццини, Лины Бруна Раза, Лины Пальюги, Фрэнсис Альда... А в 1924 году родилась бы Мария. И я бы и её успела увидеть. И тут же балетные "Русские сезоны". Идеальное время. И Мэрилин Монро бы застала, и Грету, и Глорию Суонсон. Да и Вирджинию Вульф... И Пуччини был жив... Что за время золотое тогда было? Что для Вас опера и как полюбить оперу? Опера - это одна из самых великих любовей в моей жизни... Возможно, это и есть жизнь для меня. Как полюбить? Слушать хороших певцов, смотреть достойные постановки, сравнивать и никому не верить. А если серьезно, то любви научиться нельзя: она или есть, или нет. Где бы вы ни были, вы всегда придете к тому, что вам суждено. Мне никто оперу не "прививал", никто на неë в детстве не водил, я сама пришла к ней в сознательном возрасте. Но, конечно, очень хорошо, когда для детей ставят интересные спектакли, когда родители слушают оперу дома и не делают из этого события.