top of page

Татьяна Рябушинская, «самая необычная танцовщица своего поколения»


Родившись в семье московского банкира и артистки балета Большого театра за несколько месяцев до Октябрьской революции, Татьяна не могла иметь простой судьбы. У отца, представителя одного из самых богатых купеческих семейств Российской империи, отобрали всё, а мать заключили под домашний арест. Им удалось бежать по южному пути – в Константинополь, а далее в Париж. В 11-летнем возрасте Татьяна занималась сразу у двух педагогов – у Александра Волынина, который поставил ей технику и амломб, а также у Матильды Кшесинской, которая научила Татьяну пор-де-бра и пети-аллегро.

А.Н. Вертинский пишет в книге воспоминаний: «Кшесинская создала изумительную Татьяну Рябушинскую, легкую, эфемерную, «танцующий дух», как ее называла публика. Я помню, например, премьеру балета «Монте-Карло» в Париже, где мое место случайно оказалось рядом с Кшесинской и князем Андреем Владимировичем, ее мужем. Спектакль был большой художественной радостью. Начиная с декораций и костюмов, написанных гениальным Пикассо, до музыки Равеля, Стравинского и Прокофьева, – все было необычайно. Когда на сцене появилась юная Рябушинская в светло-серой длинной классической пачке, с розовым венчиком на голове, легкая, бестелесная, неземная, воистину какой-то «дух божий», а не балерина, у меня захватило дыхание. Она танцевала «Голубой Дунай». Когда она кончила и зал задрожал от аплодисментов, я обернулся.

Кшесинская плакала, зажав рот платком. Ее плечи содрогались. Я взял ее за руку. – Что с вами? – спросил я. – Ах, милый Вертинский! Ведь это же моя юность танцует! Моя жизнь! Мои ушедшие годы! Все, что я умела и чего не смогла, я вложила в эту девочку. Всю себя. Понимаете? У меня больше ничего не осталось. В антракте за кулисами она сидела в кресле и гладила свою ученицу по голове. А Таня Рябушинская, присев на полу, целовала ей руки. – Вы правы, милый! – как-то сказала она на одном из моих концертов. – «Надо жить, не надо вспоминать!»

За быстроту и виртуозность Рябушинскую называли «воплощенным скерцо» и сравнивали с колибри. Джордж Баланчин, Михаил Фокин, Леонид Мясин и Давид Лишин были ее покровителями и руководителями в балетной жизни. За последнего она вышла замуж. Они обосновались в Лос-Анджелесе, открыв балетную школу, где Татьяна Рябушинская передавала искусство балета из ног в ноги до самого последнего дня жизни. Сердце остановилось, когда ей было 83.

bottom of page